Аттестация государственных служащих

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Кто должен проходить дополнительные аттестации?

Причин, для проведения внеочередного экзамена на соответствие государственного служащего занимаемой должности, достаточно много. Внеплановые аттестации назначаются:

  • через год после восстановления из отпуска по уходу за ребенком;
  • по неудовлетворительным результатам отчетов;
  • по особым распоряжениям руководства;
  • по соглашению сторон или по собственной инициативе госслужащего;
  • при пропуске планового экзамена без уважительной причины;
  • при изменении системы начисления отплаты труда;
  • при сокращении числа сотрудников в государственном учреждении.

В том случае если экзамен назначен сотруднику по причине низких результатов труда за отчетный период, по итогам аттестации будет решаться вопрос о понижении лица в должности.

При этом не все сотрудники государственных учреждений обязаны проходить подобные тестирования. В плановых и внеочередных экзаменах участие не принимают:

  • беременные женщины;
  • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • сотрудники со стажем на месте трудоустройства до года;
  • госслужащие старше 60 лет;
  • сотрудники, прошедшие аттестацию менее года назад.

Государственные служащие не могут отказаться от прохождения плановой или внеочередной аттестации по собственному желанию без наличия уважительной причины. Такое поведение будет расценено как нарушение трудового порядка, и повлечет за собой дисциплинарное наказание.

Важно. Руководители государственных учреждений также обязаны проходить проверку на профпригодность

Для них сроки прохождения аттестации устанавливаются отдельно.

Какие вопросы задает комиссия при внеплановой аттестации?

Каждый государственный служащий, направленный на прохождение внеочередной проверки профпригодности, получает уведомление о предстоящем экзамене заранее. Это дает возможность служащему немного лучше подготовиться к вопросам, которые могут быть ему заданы. К сожалению, члены комиссии не разглашают список вопросов до экзаменов. Однако, можно быть уверенным, что они будут касаться исключительно должностных инструкций и трудовых обязанностей лица. Чаще всего задают следующие вопросы:

  1. Как вы оцениваете ваши личные достижения в профессиональной деятельности?
  2. Соответствуют ли результаты вашего труда необходимым показателям по качеству и количеству проделанной работе?
  3. Как вы оцениваете уровень сложности ваших должностных обязанностей?
  4. Какие проблемы возникают при выполнении рабочих задач?
  5. Как вы считаете, необходимо ли вам пройти курсы по повышению квалификации?

Этот список вопросов может быть расширен на усмотрение представителей комиссии.

* * *

В заключение перечислим по порядку действия, которые должен совершить представитель нанимателя для оценки профессиональных навыков и знаний гражданских служащих:

  1. сформировать аттестационную комиссию;
  2. составить список подлежащих аттестации госслужащих;
  3. подготовить и утвердить график аттестации;
  4. ознакомить подлежащих аттестации служащих с графиком аттестации;
  5. сформировать пакет документов для работы аттестационной комиссии;
  6. подготовить приказ (распоряжение) о проведении заседания аттестационной комиссии;
  7. провести заседание аттестационной комиссии;
  8. оформить результаты аттестации;
  9. ознакомить с результатами служащих, прошедших аттестацию;
  10. в течение месяца принять решение в отношении каждого аттестованного служащего.

Кроме этого, отметим, что хотя Положение не требует от представителя нанимателя утверждения локального нормативного акта о проведении аттестации, его целесообразно утвердить, поскольку кроме обязательных положений необходимо также предусмотреть и дополнительные правила, без которых сложно принять решение по результатам аттестации (например, следует закрепить критерии, по которым служащий включается в кадровый резерв по результатам аттестации).

Л. Куревина

Эксперт журнала

«Казенные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение»

О классных чинах и стаже работы

Госслужащие подвергаются квалификационной проверке с целью определить необходимо ли им присуждать последующий, более высокий классный чин или нет.

Классный чин — это ранг сотрудника, трудящегося в российских органах государственной или муниципальной власти. Чины играют большую роль в государственной системе. Они показывают положение работников в иерархии органа, в котором служат. Являются показателем статусности и дохода сотрудника.

Звания госслужащих разделяют на две группы:

  • первичные — присуждается людям, которые в первый раз поступили на работу в государственный орган;
  • очередные — назначаются спустя определенное время трудовой деятельности, установленного для конкретного ранга.

Очередной классный чин присваивается только после того, как работник отслужил положенное количество лет и хорошо сдал квалификационную экзаменационную проверку. Это правило введено для того, чтобы стимулировать работников как можно лучше выполнять свои должностные обязанности и мотивировать их продвигаться по карьерной лестнице на одном и том же месте работы.

Очередной ранг не может быть присужден лицу:

  • у которого действительны непогашенные дисциплинарные взыскания;
  • в отношении которого назначена проверка;
  • против которого заведено уголовное дело.

Очередное звание не присуждается госслужащим, на которых открыто уголовное дело

Сколько нужно служить, чтобы получить следующий чин?

Для каждого государственного поста определен свой временной промежуток нахождения в ранге. Периоды службы определяют как законы, изданные на государственном уровне, так и региональные законы. Продолжительность работы в каждом ранге перечислены в пунктах с девятый по одиннадцатый указа №113 от первого февраля две тысячи пятого года.

П-п 9-11 Положения о порядке присвоения и сохранения классных чинов

Таблица 1. Периоды службы, после которых присуждается очередной классный чин.

Наименование классного чина Период нахождения на службе
секретарь третьего и второго уровня минимум один год
референт третьего и второго уровня минимум один год
советник третьего и второго уровня минимум два года
госсоветник третьего и второго уровня минимум один год
секретарь первого уровня сроков нет
референт первого уровня сроков нет
советник первого уровня сроков нет
госсоветник первого уровня сроков нет

Также назначение следующего ранга может служить наградой:

  1. До того, как период службы в данном звании подойдет к концу. Сотрудник обязательно должен отработать минимум полгода в текущем ранге. Присуждается исключительно соседний классный чин.
  2. После того, как сроки работы в данном ранге истекли, возможно присуждение звания на один уровень выше, чем положено. Чин дается только в пределах группы, к которой относится должность.

Когда госслужащий выходит на пенсию, его чин остается за ним

Когда работник покидает службу, в том числе в связи с наступлением пенсионного возраста, его чин остается за ним. Если человек вновь поступит на госслужбу, его звание восстанавливается. Человек может лишиться чина, только если серьезно нарушит закон.

Как проходит процедура

Не менее чем за неделю до планируемой аттестации работник кадровой службы обязан ознакомить каждого подлежащего аттестации государственного гражданского служащего с подготовленным для передачи в комиссию отзывом об исполнении им должностных обязанностей. Если аттестуемый не согласен с отзывом, он вправе подать заявление о несогласии или пояснительную записку на отзыв и подготовить дополнительные сведения, подтверждающие успешную службу.

Во время проверки знаний служащего приглашают в специально выделенное помещение к аттестационной комиссии, которая изучает предоставленные документы и вправе проводить тестирования, опросы, собеседования и другие процедуры, позволяющие определить квалификационный уровень сотрудника. Все эти детали закрепляют в Положении и приказе.

Если сотрудник не явился, то мероприятие перенесут. Но надо понимать, каковы последствия, если гражданский служащий не явился на аттестацию без уважительной причины, — минимум дисциплинарное взыскание в виде замечания на основании ст. 57 ФЗ №79-ФЗ.

Подготовка документов

Абсолютно на каждого служащего, подлежащего аттестации, готовится пакет документов, указанный в положении. Обязательные среди них:

  • аттестационный лист с результатами предыдущей аттестации (допустимо представлять в электронном виде);
  • отзыв об исполнении сотрудниками обязанностей, подписанный руководителями и самим служащим (разрешено представлять в электронном виде);
  • отчеты о проделанной работе;
  • выписка из личного дела с информацией о специальности, стаже службы, включении в кадровый резерв государственного органа, наличии поощрений и награждений, имеющихся дисциплинарных взысканиях, иными важными сведениями. Этот документ готовит кадровая служба.

Отзыв об исполнении служащим обязанностей готовят и передают в аттестационную комиссию не позднее, чем за две недели до даты проверки.

Аттестация на соответствие занимаемой должности для гражданских служащих

Для большинства аттестация проводится один раз в три года. Исключением из этого правила являются руководители и советники, с которыми заключены срочные трудовые контракты, а также назначаемые Президентом и Правительством лица. Для первой категории периодическая оценка их профессионализма не обязательна, второй категории — сроки устанавливаются указами президента и постановлениями правительства.

Также не проводится оценка соответствия занимаемой должности для беременных женщин и находящихся в декретном отпуске, чиновников старше 60 лет, а также проработавших в госоргане менее года.

В любом госоргане создана специальная аттестационная комиссия, в нее входят:

  • представители нанимателя;
  • приглашенные эксперты;
  • члены общественного совета.

Процедура аттестации регламентирована Указом Президента № 110, которым утверждено соответствующее положение. Руководитель госоргана ежегодно составляет график аттестации. Предварительно (не менее чем за 14 дней) комиссия получает специальный отзыв о работе аттестуемого чиновника.

Аттестация проводится в форме собеседования, где заслушивается характеристика проверяемого сотрудника, мнение его непосредственного руководителя, предложения и замечания аттестуемого лица.

После этого комиссия выносит решение о соответствии либо несоответствии должности, которое оформляют в виде аттестационного листа. Обжаловать это решение госслужащий может в порядке, предусмотренном трудовым законодательством.

Аттестационная комиссия

Еще одной из подготовительных процедур проведения аттестации, как отмечалось выше, является создание аттестационных комиссий, куда поступают на рассмотрение необходимые документы аттестуемых гражданских служащих.

Формирование и состав аттестационных комиссий подробно отражены в п. п. 8 — 10 Положения

Обратите внимание, что принятое комиссией в отношении аттестуемого гражданского служащего решение будет объективным только в том случае, если в этом решении отражено мнение большинства членов комиссии. Для этого должны быть созданы все условия для формирования и свободного выражения независимого мнения каждого участника процедуры аттестации

Одним из основных участков в работе аттестационной комиссии является ознакомление с поступившими в комиссию документами и другой информацией об аттестуемых гражданских служащих. Стоит заметить, что повышение объективности и качества оценки будет иметь место только в случае, если аттестационная комиссия действительно детально изучит представленные документы.

Каждый член аттестационной комиссии вправе потребовать от председателя или его заместителя своевременного ознакомления с представленными на аттестуемых документами, высказать свое мнение по поводу их содержания, оформления, достоверности и необходимости дополнительного сбора какой-либо информации.

Нахождение на государственной службе: аттестация госслужащих и квалификационный экзамен

Обратите внимание! Помимо аттестации ФЗ-79 предусматривает еще одно мероприятие, направленное на оценку соответствия того или иного работника определенной должности. Оно именуется «квалификационный экзамен» и назначается для разрешения вопроса о присвоении определенного классного чина по инициативе самого госслужащего (п. 2 ст. 49 закона 79-ФЗ)

Оно именуется «квалификационный экзамен» и назначается для разрешения вопроса о присвоении определенного классного чина по инициативе самого госслужащего (п. 2 ст. 49 закона 79-ФЗ).

Порядок сдачи такого экзамена регламентирован Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111.

Такой экзамен не может быть назначен госслужащим, чья должность относится к (см. п. 2 упомянутого выше указа):

  • категории «руководители» высшей группы должностей госслужбы;
  • категории «помощники (советники)», назначение/освобождение которых производится Президентом РФ;
  • главной группе должностей госслужбы, назначение/освобождение которых производится Правительством РФ.

***

Итак, порядок аттестации госслужащих строго регламентирован на законодательном уровне. По общему правилу, аттестация проводится 1 раз в 3 года.

Перед аттестацией непосредственный начальник аттестуемого готовит отзыв на него с приложением необходимой документации. 

Отличия экзамена и аттестации

Аттестация служит принципиально другим задачам, чем квалификационный экзамен. Если последний организовывается, чтобы оценить знания работника, то аттестация необходима для контроля действий и соответствия занимаемого поста. Аттестация осуществляется каждые З года.

До назначенной даты для комиссии предоставляется отзыв о работе сотрудника за аттестационный временной промежуток. Документ подписывает непосредственный начальник работника и начальник на ступень выше. Далее комиссия изучает предоставленные бумаги, проводит беседу с сотрудником и, в случае необходимости, с его непосредственным руководителем.

Оценив эффективность и результативность работы сотрудника, комиссия выносит решение соответствует ли работник данной должности или нет, можно ли его назначить на более высокую должность.

В большинстве случаев прохождение аттестации — это простая формальность.

Проведение аттестации

По завершении всей необходимой подготовительной работы аттестационная комиссия в соответствии с принятым представителем нанимателя правовым актом и утвержденным графиком аттестации гражданских служащих приступает к ее проведению, руководствуясь при этом прежде всего Законом о государственной гражданской службе и Положением о проведении аттестации гражданских служащих.

Отметим, что основным документом, содержащим информацию о ходе и результатах аттестации, является протокол заседания аттестационной комиссии. Протокол ведет в установленном порядке секретарь этой комиссии. В протоколе указывается:

  • дата заседания комиссии;
  • присутствующие члены аттестационной комиссии;
  • фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и место работы (подразделения) аттестуемого гражданского служащего.

В протокол заседания комиссии также вносится краткое содержание сообщения аттестуемого о гражданской службе по замещаемой должности, заданные ему вопросы и ответы на них.

В обязательном порядке в протоколе отражается оценка деятельности аттестуемого гражданского служащего и результаты голосования: количество голосов «за» и «против» конкретной оценки работы аттестуемого, а также рекомендации аттестационной комиссии в его адрес. Надлежаще оформленный протокол подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены аттестационной комиссии, присутствующие на заседании. После их подписи в протокол не допускается вносить дополнения и изменения. Не допускаются также подчистки и помарки.

Обсуждение профессиональных и личных качеств аттестуемого гражданского служащего применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным. Вместе с тем обсуждение и обмен мнениями членов аттестационной комиссии относительно аттестуемого должны проходить в обстановке объективной требовательности и принципиальности. Вопросы членов аттестационной комиссии аттестуемому гражданскому служащему должны относиться главным образом к его профессиональной деятельности. Это способствует более объективной оценке служебных обязанностей аттестуемого и степени соответствия его занимаемой должности.

В помощь руководителю подразделения при составлении отзыва на аттестуемого можно предложить примерный перечень показателей для оценки квалификации служащего (см. таблицу):

N

Показатели, характеризующие

квалификацию гражданского

служащего

Категории должностей гражданских

служащих

Руководители

Специалисты

Обеспечивающие

специалисты

1

Образование

+

+

+

2

Стаж работы по специальности

+

+

+

3

Профессиональная

компетентность

+

+

+

4

Знание нормативных актов,

регламентирующих установленную

сферу профессиональной

служебной деятельности

+

+

5

Знание отечественного опыта

по профилю профессиональной

служебной деятельности

+

6

Умение оперативно принимать

решения по достижению

поставленных целей

+

+

7

Качество выполненной работы

+

+

+

8

Способность адаптироваться

к новой ситуации и принимать

новые подходы к решению

возникающих проблем

+

+

9

Своевременность выполнения

должностных обязанностей,

ответственность за результаты

служебной деятельности

+

+

+

10

Умение работать с документами

+

+

+

11

Способность прогнозировать

и планировать, организовывать,

координировать и регулировать,

а также контролировать

и анализировать работу

подчиненных

+

12

Способность в короткие сроки

осваивать технические

средства, обеспечивающие

повышение производительности

труда и качества работы

+

+

+

13

Служебная этика, стиль общения

+

+

+

14

Способность к творчеству,

введению инновационных

технологий

+

+

+

15

Участие в управленческом

процессе принятия решений

+

+

16

Способность к самооценке

+

+

+

Кадровая служба может разработать и другие критерии оценки результатов труда и порядок их учета, выбрать те навыки и личностные качества, которые являются профессионально важными для каждой должности (типа должностей), и построить так называемые профили успешности. Можно определить порядок проведения самой процедуры оценки.

По мнению автора, разработка современных методик оценки результатов деятельности государственных служащих на аттестациях имеет свое дальнейшее развитие, так как это заложено в мероприятиях по внедрению на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы в рамках одного из направлений Программы Президента РФ, утвержденной Указом от 10.03.2009 N 261 «О Федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013)».

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.