Кто имеет право на социальное обеспечение? понятие права социального обеспечения

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Замечание 1

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Пример 2

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Пример 3

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Определение 1

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Пример 1

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Система социальных гарантий

Социальные гарантии могут быть определены как оказание услуг и предоставление из имеющихся общественных ресурсов различных социальных благ населению, основываясь на принципе распределения по потребностям и не учитывая трудовой вклад граждан, а также не проводя проверку нуждаемости. Социальными гарантиями в Российской Федерации являются:

  • гарантия на бесплатную медицинскую помощь;
  • на общедоступное и бесплатное образование;
  • наличие минимального размера оплаты за труд;
  • наличие минимального размера стипендий и пенсий;
  • социальная пенсия (детям-инвалидам; инвалидам с детства; инвалидам без трудового стажа; детям, которые потеряли родителей; лицам, которые достигли 65 (для мужчин) и 60 (для женщин) лет без трудового стажа);
  • пособие по случаю рождения ребенка на время, необходимое для ухода за ним;
  • пособие на ритуальные услуги (погребение и иные) в связи со смертью члена семьи, или родственника.

С 2002 г. в России начался процесс увеличения единовременного пособия, которое связано с рождением ребёнка. И сегодня он периодически пересматривается. Кроме того, вырос размер ежемесячно выплачиваемого пособия на время декретного отпуска для ухода за ребёнком до полутора лет.

Социальные льготы являются разновидностью общественных социальных гарантий и предоставляются отдельным категориям населения. К таким группам относятся инвалиды, участники войн, ветераны труда и другие.

С 2005 года натуральные льготы выше обозначенным группам людей были заменены денежными компенсациями, а с 2005 года льготные категории граждан могут претендовать на пользование социального пакета, а также обладают правом ежемесячно получать денежные выплаты.

Размер социального пакета состоит из следующих льгот:

  • льгот на проезд в пригородном общественном транспорте;
  • бесплатное обеспечение медикаментами;
  • санаторное и курортное лечение;
  • проезд к местам лечения.

Законодательством предусмотрено, что льготные категории людей обладают правом выбора между получением соответствующих денежных выплат и социальным пакетом.

В законах зафиксированна ежемесячная финансовая помощь в зависимости от социальной категории:

  • участники Великой Отечественной Войны;
  • инвалидам ВОВ;
  • ветераны вооружённых конфликтов и боевых действий.

Люди, которые работали во время Великой Отечественной Войны в структурах противовоздушной обороны, занимались строительством оборонительных коммуникаций и сооружений, аэродромов, военно-морских баз и иных объектов военного назначения, члены семей умерших инвалидов войны, или потерявших члена семьи, участники ВОВ и ветераны других вооружённых конфликтов получают гарантированное ежемесячно выплачиваемые денежные пособия.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Система социального обеспечения

Возникновение системы социального обеспечения в России относится к 20-м годам ХХ века. Формирование социального обеспечения в то время означало становление в государстве системы по оказанию материальной помощи из средств фондов народного потребления нетрудоспособным и пожилым гражданам, а также семьям с детьми. Данная категория по своей характеристике является идентичной по отношению к категории социальной защиты. Однако последняя может применяться только в отношении рыночной экономики.

Кроме пенсионных выплат в связи со старостью или инвалидностью, социальное обеспечение включало различные пособия и выплаты:

  • по уходу за малолетними детьми в возрасте до одного года;
  • в связи с родами и временной нетрудоспособностью;
  • оказание помощи семьям для содержания и воспитания детей (бесплатные, или по льготным условиям путевки в пионерские лагеря, детские сады, ясли, интернаты и другие.);
  • адресные пособия и выплаты семьям;
  • оказание помощи в содержании не способных к труду граждан в специальных интернатах и домах престарелых;
  • бесплатная, или по льготным условиям помощь в изготовлении протезов;
  • помощь инвалидам в приобретении средств передвижения;
  • обучение инвалидов профессии;
  • разнообразные льготы и пособия семьям инвалидов.

Переход к рыночным отношениям повлиял на то, что система социальной помощи в значительной степени стала не в состоянии исполнять свои задачи. При этом некоторые элементы стали составными частями системы современной социальной защиты граждан.

Понятие социального обеспечения

Социальное обеспечение – форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Социальное обеспечение непосредственно зависит от развития экономики. Оно напрямую связано с политикой и социальным благополучием как трудящихся, так и неработающих слоев населения.

В науке сложились две основные концепции содержания этого понятия – экономическая и правовая.

Сторонники экономической концепции включали в социальное обеспечение все виды помощи членам общества за счет общественных фондов потребления (в том числе бесплатное среднее, среднее специальное и высшее образование, бесплатное предоставление жилья (либо жилищных субсидий), бесплатные физкультура и спорт, обслуживание учреждениями культуры, все виды пенсий, пособий, социальное обслуживание, медицинская помощь и лечение, а также различного рода льготы для отдельных категорий граждан). Основу данной концепции составлял способ распределения благ через общественные фонды потребления.

Представители правовой концепции считали, что обеспечение должно касаться лишь определенных граждан, пользующихся особой защитой со стороны государства. К числу субъектов, которые пользовались особой заботой общества на отдельных этапах его развития, относились различные категории граждан (в царской России – сначала лишь чиновники и военнослужащие, затем – наемные работники тяжелой промышленности и члены их семей).

При советской власти социальное обеспечение сначала распространялось на всех лиц наемного труда, а затем на членов колхоза, детей, многодетные семьи, одиноких матерей. Нынешнее законодательство о социальном обеспечении России распространяется уже и на безработных, вынужденных переселенцев и беженцев, лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.