Содержание
- Обзор документа
- Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?
- Структура нормативного акта
- Уровни образования
- Основные образовательные программы
- Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?
- Текст Закона «Об образовании в РФ»
- Появятся ли новые образовательные программы?
- Закон «Об образовании в Российской Федерации»
- Другие права
- Академическая задолженность
- ПМПК, очно-заочная форма обучения
- Правовой статус руководителя
- Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, обучающийся не з
Обзор документа
Скорректированы требования к схемам теплоснабжения.
Введено понятие возобновляемых источников энергии. Это — энергия солнца, ветра, вод (в т. ч. сточных), за исключением случаев ее использования на гидроаккумулирующих электроэнергетических станциях, энергия приливов, волн водных объектов, геотермальная энергия с использованием природных подземных теплоносителей, низкопотенциальная тепловая энергия земли, воздуха, воды с использованием специальных теплоносителей, биомасса, включающая в себя специально выращенные для получения энергии растения, в т. ч. деревья, а также отходы производства и потребления, за исключением тех, которые получены в процессе использования углеводородного сырья и топлива, биогаз, газ, выделяемый отходами производства и потребления на свалках таких отходов, газ, образующийся на угольных разработках.
В схеме теплоснабжения дополнительно приводится анализ целесообразности ввода новых и реконструкции существующих источников тепловой энергии с использованием возобновляемых источников энергии. Также указывается вид топлива, потребляемый источником тепловой энергии, в т .ч с использованием возобновляемых источников энергии.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Будет ли способствовать новый Закон повышению статуса педагога?
Да. В этом документе государство впервые законодательно признает
особый статус педагогических работников. Кроме того, он гарантирует право
учителей и преподавателей на повышение квалификации и профессиональную
переподготовку за счет работодателя, прохождение аттестации на присвоение
квалификационной категории, а также детально прописывает меры их социальной
поддержки.
Права и меры поддержки педагогических работников образовательных организаций
впервые распространены и на педагогических работников других организаций
(медицинских, организаций соцзащиты и т. д.), которые ведут образовательную
деятельность.
Структура нормативного акта
Последний закон «Об образовании» №273-ФЗ был принят в декабре 2012 года. Его принятие было обусловлено необходимостью. Старый закон не удовлетворял кардинально изменившимся потребностям общества и образования в частности. Наблюдался очевидный разрыв между законодательным обеспечением образовательной практики и ее потребностями.
В законодательной базе были пробелы, она не охватывала многих новых направлений и явлений образования. К таким белым пятнам относились:
- электронные образовательные ресурсы;
- оказание коммерческих (платных) образовательных услуг;
- процесс взаимодействия образовательных и прочих организаций;
- деятельность негосударственных образовательных учреждений;
- административные ограничения, налагаемые старым законом;
- статус образовательных программ.
Путь нового закона «Об образовании в РФ» был сложным и тернистым. Почти год, начиная с декабря 2010 года, обсуждалась концепция закона, вносились предложения, замечания. В августе 2011 года новый закон был согласован работниками образования на специальном совещании. После этого закон был передан в Государственную Думу и обсуждения продолжились уже там.
Параллельно рассматривался законопроект «О народном образовании», предложенный коммунистами. Но уже в первом чтении он был отклонен. Данный законопроект не учитывал возможности региональных бюджетов и новый путь, на который уже ступило образование в нашей стране. Закон об образовании был принят Государственной Думой только в третьем чтении в декабре 2012 года.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Нормативный акт состоит из 15 тематических глав, которые включают в себя 111 статей. Основные определения традиционно содержатся в главе «Общие положения», в дальнейшем каждая глава сфокусирована на конкретной области, детально регламентируя отношения в ней и давая дополнительные определения. Глава вторая детализирует структуру системы образования, главы с третьей по пятую определяют участников правоотношений, шестая глава устанавливает особенности начала или окончаний таких правоотношений.
Далее, закон устанавливает нормы для общего и профессионального образования, получения профессионального обучения и дополнительного образования
Отдельное внимание уделяется специальным программам обучения. Вопросы государственного регулирования в образовательной сфере находят отражение в 12 главе закона, а в последующих главах основной темой являются финансирование и международное сотрудничество
Уровни образования
В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.
Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).
Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования
В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).
Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).
Основные образовательные программы
Основные образовательные программы |
||||||
Основные общеобразовательные программы |
Основные профессиональные образовательные программы |
Основные программы профобучения |
||||
- дошкольное образование; - начальное общее образование; - основное общее образование; - среднее общее образование |
Среднее профобразование |
Высшее образование |
- профессиональнаяподготовка попрофессиям рабочих,должностямслужащих;- переподготовкарабочих, служащих;- программыповышенияквалификациирабочих, служащих |
|||
- подготовка квалифицированныхрабочих, служащих; - подготовка специалистов среднего звена |
- бакалавриат; - специалитет; - магистратура;- подготовка научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре); - ординатура; - ассистентура-стажировка |
|||||
Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие, предпрофессиональные — это новые виды программ), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).
Нововведением Закона об образовании является регламентация профессионального обучения по некоторым важным направлениям. В частности, отдельными статьями оговорено получение медицинского и фармацевтического образования (ст. 82), обучение в области искусств (ст. 83), физической культуры и спорта (ст. 84).
Будет ли новый Закон способствовать интеграции российского и зарубежного образования?
Законопроект направлен на интеграцию российского и европейского об
разовательных пространств.
Международному сотрудничеству в документе посвящена отдельная глава, которая, в
том числе, предполагает создание условий для развития мобильности студентов и
преподавателей, а также возможность реализации совместных образовательных
программ. Кроме того, закон значительно упрощает порядок признания
в России иностранных документов об образовании.
Обсуждение законопроекта:
- большоеправительство.рф/debate/1992/
- «Липецкая газета» / Закон об образовании: равнодушных нет
- www.shevkin.ru / Вопросы и ответы с комментариями
- YouTube.com / Пленарное заседание 17 октября
Текст Закона «Об образовании в РФ»
- Глава 1. Общие положения
- Глава 2. Система образования
-
Глава 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность
- Статья 21. Образовательная деятельность
- Статья 22. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций
- Статья 23. Типы образовательных организаций
- Статья 24. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования
- Статья 25. Устав образовательной организации
- Статья 26. Управление образовательной организацией
- Статья 27. Структура образовательной организации
- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации
- Статья 29. Информационная открытость образовательной организации
- Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- Статья 31. Организации, осуществляющие обучение
- Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
- Глава 4. Обучающиеся и их родители (законные представители)
- Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
- Глава 6. Основания возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений
- Глава 7. Общее образование
- Глава 8. Профессиональное образование
- Глава 9. Профессиональное обучение
- Глава 10. Дополнительное образование
-
Глава 11. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся
- Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности
- Статья 78. Организация получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях
- Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Статья 80. Организация предоставления образования лицам, осужденным к лишению свободы, к принудительным работам, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей
- Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка
- Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования
- Статья 83. Особенности реализации образовательных программ в области искусств
- Статья 84. Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта
- Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
- Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
- Статья 86. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях
- Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования
- Статья 88. Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации
- Глава 12. Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности
- Глава 13. Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования
- Глава 14. Международное сотрудничество в сфере образования
- Глава 15. Заключительные положения
Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 2019
Появятся ли новые образовательные программы?
Согласно законопроекту
образовательные программы делятся на основные и дополнительные.
К основным образовательным программам относятся следующие:
- Основные общеобразовательные программы:
- образовательные программы дошкольного образования;
- образовательные программы начального общего образования;
- образовательные программы основного общего образования;
- образовательные программы среднего общего образования.
- Основные профессиональные образовательные программы:
- образовательные программы среднего профессионального образования
- программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих),
- программы подготовки специалистов среднего звена;
- образовательные программы высшего образования
- программы бакалавриата,
- программы специалитета,
- программы магистратуры,
- программы подготовки научнопедагогических кадров (в аспирантуре, адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентурыстажировки.
- образовательные программы среднего профессионального образования
- Программы профессионального обучения:
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих
и должностям служащих; - программы переподготовки рабочих и служащих;
- программы повышения квалификации рабочих и служащих.
- программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих
К дополнительным образовательным программам относятся следующие:
- Дополнительные общеобразовательные программы:
дополнительные общеразвивающие программы;
дополнительные предпрофессиональные программы. - Дополнительные профессиональные программы:
программы повышения квалификации;
программы профессиональной переподготовки.
Из числа образовательных программ исключается и становится самостоятельным
видом — подготовка научных кадров (докторантура). Правовое регулирование
подготовки в докторантуре отнесено к Федеральному закону «О науке и
государственной научнотехнической политике».
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности.
Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей
Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям.
Обязанность соблюдать правила
Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся.
Право родителей школьников выбирать форму обучения
Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием.
При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент.
Право родителей в школе получать информацию
Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.
Право родителей участвовать в управлении школой
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.
Другие права
Отмечая право учащихся на свободное выражение своих убеждений и уважительное отношение необходимо заметить, что у обучаемых есть и обязанности. В частности, обязанность соблюдать установленные правила поведения, а учитель имеет право потребовать их соблюдения. То есть, уважение должно быть взаимным в целях достижения результат образования и получения определенного уровня знаний.
Обучающиеся имеют право на участие в общественных организациях (например, студенческие отряды), но принуждение их к участию в них не допускается.
Финансируемые из государственного или муниципального бюджета образовательные организации предоставляют обучающимся стипендии, жилые помещения. В установленных случаях предоставляются иные меры соцподдержки: транспортное обеспечение, питание и т.д.
Академическая задолженность
Вопрос — ответ
Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, по усмотрению их родителей оставляются на повторный год обучения, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
1) Как должна поступить образовательная организация в случае, если обучающийся не ликвидировал задолженность в установленные сроки, а родители отказываются проходить комиссию или обучаться повторно?
2) Может ли обучающийся, не ликвидировавший задолженность, но прошедший ПМПк, решение которой «обучение по адаптированной программе» продолжить обучение в той же параллели, не смотря на то, что предыдущий год не завершен?
3) Что предполагает «индивидуальный учебный план»?
ПМПК, очно-заочная форма обучения
Вопрос — ответ
Первый вопрос:
Для понимания необходимости разработки адаптированной программы следует внести ясность во все обозначенные моменты вашего вопроса. В пункте 23 Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» указано, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей
Также необходимо обратить внимание, что заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания
Правовой статус руководителя
Закон об образовании более полно раскрывает правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51). В частности, изменения коснулись порядка назначения или избрания на руководящую должность. Отменено предварительное согласование кандидатуры руководителя с учредителем, но уточнено, что кандидаты на должность руководителя федеральной государственной образовательной организации согласовываются с уполномоченным Президентом РФ и федеральным государственным органом.
Согласно новому законодательству руководитель образовательной организации может быть избран общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем. Он также может быть назначен учредителем, Президентом РФ, Правительством РФ. Более подробно оговорены требования к кандидатам. Они должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
Закон об образовании вводит запрет на занятие должности руководителя образовательной организации лицами, которые не допускаются к педагогической деятельности по основаниям, установленным трудовым законодательством, в частности ст. 331 гл. 52 ТК РФ (виды судимости, заболеваний, недееспособность).
Новый Закон оставляет запрет о совмещении должностных обязанностей руководителя государственной или муниципальной образовательной организации, филиала государственной или муниципальной образовательной организации, дополняя его новым положением о запрете на совмещение должностей ректора и президента образовательной организации высшего образования. А вот запрет на совмещение руководителей образовательных учреждений их должностей с другими руководящими должностями внутри или вне образовательных учреждений снят.
По новому Закону руководители образовательных организаций получают права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников и оговоренные в п. п. 3, 5 ч. 5 и 8 ст. 47 Закона об образовании: право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Руководители, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), также имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилья, отопления и освещения.
Одновременно новый Закон закрепляет ответственность руководителя за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. В Законе N 3266-1 данного положения не было.
Закон об образовании вступает в силу 01.09.2013, соответственно, с этого числа Закон N 3266-1 и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» перестают действовать.
Т.Ю.Антропова
Главный редактор журнала
«Руководитель бюджетной организации»
Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. Таким образом, обучающийся не з
Вопрос — ответ
Экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.
Таким образом, обучающийся не зачислен в образовательную организацию на постоянной основе, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.
Аттестация экстернов подразделяется на промежуточную (по всем предметам учебного плана для обучающиеся, получающих образование в форме семейного образования или самообразования) и государственную итоговую за курс основного или среднего общего образования. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также формы прохождения промежуточной аттестации устанавливаются образовательной организацией.
Для прохождения промежуточной аттестации обучающийся должен быть зачислен в образовательную организацию. При этом он получает статус «экстерн» и включается в контингент обучающихся образовательной организации на период прохождения промежуточной аттестации. Экстерн, принятый в образовательную организацию для прохождения промежуточной и (или) итоговой аттестации, является обучающимся и имеет все академические права, предоставленные обучающимся в соответствии с ч.3 ст. 34 Федерального закона.

Эта тема закрыта для публикации ответов.