Государственная служба: суть, преимущества, вузы

Алан-э-Дейл       01.09.2022 г.

Госслужба вакансии

Сайт Госслужбы. Раздел с вакансиями.

Наиболее привлекательным для посетителей портала является раздел «Вакансии». Чтобы прямо на портале госслужбы подать документы на интересующую вакансию, необходимо быть зарегистрированным на этом портале, и, кроме того, обладать подтвержденной учетной записью в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Зарегистрировавшись и связав свою учетную на портале с учетной записью в ЕСИА, соискатель подбирает подходящие должности в разделе «Вакансии».

Список вакансий можно увидеть прямо на главной странице сайта, где они распределены по регионам, по ведомствам, по новизне («Вакансии дня», например — те, на которые сегодня заканчивается прием заявок).

Из списка профессиональных областей справа, например, можно выбрать «Информационные технологии» и нажать на кнопку «Поиск» ниже. В результате для вас откроются все активные вакансии из этой профобласти:

Сайт Госслужбы. Вакансии из категории «Информационные технологии»

Работа госслужащего: плюсы и минусы, требования, оплата, льготы и другие особенности

Доверь свою работу кандидату наук!

В чем отличие профессии госслужащего от всех остальных? Ее представители трудятся не только во имя собственного блага, но и во благо всей страны.

Особенностей работы госслужащего много, но основной является то, что именно от такого работника зависит социальное благополучие граждан страны.

Если вас интересуют высокооплачиваемые, но не такие стабильные профессии, читайте о них в нашем телеграм-канале.

Если вы все же заинтересовались, почему стоит выбрать профессию госслужащего, оставайтесь и читайте, кто относится к госслужащим, какие есть плюсы и минусы у работы на государство, а также где учиться, чтобы получить хорошее место.

Налоговые

Налоговые льготы госслужащим заключаются в том, что свой налоговый вычет они могут потратить на лечение или образование, а пенсионные выплаты насчитываются с зарплаты без вычета 13%.

Основные элементы административно-правового статуса государственных служащих

Административно-правовой статус государственных служащих является одной из ключевых частей (наряду с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и т.д.) института государственной службы, представляет собой правовое положение служащих в государственных органах и включает в себя следующие основные общие элементы.

1. Права государственных служащих. Они представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по замещаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

2. Обязанности государственных служащих. Это установленные специальным законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по замещаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:

  1. общие обязанности, устанавливаемые специальным законодательством о том или ином виде государственной службы и адресуемые всем государственным служащим того или иного вида государственной службы;
  2. должностные обязанности, которые должен исполнять государственный служащий, замещающий ту или иную должность государственной службы (они, в отличие от общих, зависят от конкретной должности и обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который замещает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например, уставами, положениями и т.п.);
  3. специальные обязанности, которые устанавливаются для некоторых видов государственной службы (например, военной службы) и исполняются государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.

3. Гарантии государственных служащих. Представляют собой установленные специальным законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по замещаемым должностям государственной службы.

Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих данные виды служебной деятельности. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской, военной, правоохранительной).

4. Ограничения и запреты на государственной службе. Ограничения — это установленные специальным законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее замещать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты — установленный специальным законодательством о государственной службе перечень деяний, признаваемых несовместимыми с положением государственных служащих, наносящих существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.

Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.

Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных гражданских служащих, а соответственно его установление возможно только:

  • на основании специального законодательства о государственной службе;
  • в целях защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
  • в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства;
  • в интересах стабильного и эффективного функционирования самого института государственной службы;
  • при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Российской Федерации.

5. Ответственность государственных служащих. Представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные виды противоправных деяний.

Ответственность является противоположной стороной стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь принцип: страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.

показать содержание

Направления государственной службы

Деление государственной службы в общем осуществляется на основании ФЗ-58, в котором имеется три составных элемента.

Вид службы Описание
Гражданская служба Разделена на федеральную или по отдельным субъектам.
Служба военнообязанных Осуществляется только на федеральном уровне. Основной задачей считается сохранение достаточного уровня безопасности, оборона государства.
Прочие виды служб

Выделяют несколько отраслей государственной службы

Как отмечалось ранее, в законодательных актах имеется деление на федеральный уровень и по субъектам. Что касается денежного вознаграждения, то выплаты осуществляются из местного или федерального бюджета.

У каждого предприятия имеются собственные органы законодательного и исполнительного плана. Сюда попадают ведомства, министерства, комитеты и органы административного аппарата. Также во всех регионах имеется учреждения судебной власти.

Статья 3 Федерального закона №79

Литература

  1. Административная реформа в России: Научно-практическое пособие / Е.К. Волчинская, Н.А. Игнатюк, Н.М. Казанцев и др.; под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006. 352 с.
  2. Бобров А.М. Социальные гарантии как фактор внешней мотивации курсантов образовательных учреждений ФСИН России / А.М. Бобров, Д.А. Мазунина // Административное право и процесс. 2013. N 4. С. 39 — 41.
  3. Бобров А.М. Федеральный закон «О государственной службе в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»: 15 лет ожидания / А.М. Бобров // Уголовно-исполнительная система современной России: проблемы, тенденции, перспективы: Сб. научно-практических материалов. Иваново: ПресСто, 2012. 272 с.
  4. Бобров А.М., Садыкова Р.А. Особенности правового регулирования прохождения государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации / А.М. Бобров, Р.А. Садыкова // Проблемы современного педагогического образования: Сб. статей. Ялта: РИО ГПА, 2016. Вып. 51. Ч. 5. 632 с. С. 2 — 98.
  5. Государственная гражданская служба: Учебный курс / А.А. Гришковец, Ю.В. Ростовцева, С.В. Фомина; отв. ред. проф. Н.Ю. Хаманева. М.: Дело и Сервис, 2014. 624 с.
  6. Гришковец А.А. К вопросу о правоохранительной службе // Российская юстиция. 2017. N 7. С. 59 — 63.
  7. Гулягин А.Ю. Правоохранительная деятельность: основные правовые характеристики // Административное право и процесс. 2011. N 6. С. 7 — 10.
  8. Зенков М.Ю. Государственная и муниципальная служба / М.Ю. Зенков. Новосибирск: Издательство СибАГС, 2015. 352 с.
  9. Зубов И.Н. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: правовое регулирование: Учебник / И.Н. Зубов, П.П. Сергун. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000. 184 с.
  10. Каляшин А.В. Государственная служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы РФ: теория и практика развития: Монография. 2-е изд. / А.В. Каляшин. М.: ИЦ РИОР; НИЦ ИНФРА-М, 2017. 99 с.
  11. Каляшин А.В. Современное состояние и перспективы развития законодательства о службе в некоторых видах федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью / А.В. Каляшин // Административное право и процесс. 2017. N 8. С. 36 — 41.
  12. Музафарова Л.Ш. Служба в правоохранительных органах как вид государственной службы / Л.Ш. Музафарова // Молодой ученый. 2016. N 1 (105). С. 823 — 825.
  13. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации (теорет.-правовое исслед.): Дис. … д-ра юрид. наук / П.П. Сергун. М., 1998. 322 с.
  14. Телегин А.С. Особенности государственной службы в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы / А.С. Телегин // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 15 — 16 мая 2014 г.): Сборник научных трудов. Пермь: Пермский институт ФСИН, 2014. 266 с.
  15. Чаннов С.Е. Государственная правоохранительная служба: быть или не быть? / С.Е. Чаннов // Журнал российского права. 2016. N 11. С. 64 — 71.
  16. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов / В.Ш. Шайхатдинов // Бизнес, Менеджмент и Право. 2016. N 3 — 4. С. 55 — 57.

Понятие военной службы

Военная служба – это вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских и не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства. Таким гражданам могут быть присвоены воинские звания. 

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Ранее ФЗ закреплял такой вид государственной службы, как правоохранительный, но с 1 января 2016 года статья утратила силу. 

Также можно было бы выделить такой вид государственной службы, как дипломатический, который обладает собственной правовой спецификой. 

Особым видом государственной службы А.А. Гришковец называет службу в организациях Центрального банка Российской Федерации. Деятельность некоторых лиц в парламенте, можно также отнести к виду государственной службы. 

В статье 3, 6 и 7 Федерального закона N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уравнены фактически все виды проявления государственной власти по отношению к населению, не смотря на то, что указанный выше закон продолжает разделять единую государственную службу на федеральную, государственную, муниципальную и гражданскую. Также он предписывает гражданам, в некоторых случаях, исполнять иные указания, которые исходят непосредственно от международных организаций и некоторых общественных объединений. 

Положительным моментом, так как система является совокупностью элементов, которые находятся в связях, приводящих их к новому качеству, является закрепление в ст. 6 Закона № 79-ФЗ видов взаимосвязи государственной службы РФ иных видов и гражданской службы, специфика и сравнимость видов государственной службы. Взаимосвязь государственной службы иных видов и гражданской службы обеспечивается за счет единства системы государственной службы российского государства, функционирования и принципов ее построения, а также посредством: 

  • основных государственных социальных гарантий, соотносительности размера оплаты труда и основных условий;
  • установление обязательств и ограничений при прохождении различных видов государственной службы Российской Федерации;
  • учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотнесения главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу.

Вышеуказанные нормы являются принципами государственной службы. Нормы ст. 7 указанного закона являются такими же принципами, которые гласят, что взаимосвязь муниципальной и гражданской службы обеспечивается посредством:

  • единства главных квалификационных требований к должностям муниципальной и гражданской службы;
  • единства обязательств и ограничений при прохождении муниципальной и гражданской службы;
  • единства требований к подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных служащих;
  • учета стажа гражданской службы, если исчисляется стаж муниципальной службы и стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы;
  • соотносительности главных социальных гарантий и условий оплаты труда муниципальных и гражданских служащих;
  • соотносительности главных требований государственного пенсионного обеспечения граждан, которые проходили муниципальную службу, а также граждан, проходивших гражданскую службу, а также, в случае потери кормильца их семей. 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что по мысли законодателя, муниципальная служба – это один из видов государственной службы. Государственный аппарат до сих пор нуждается в научных предложениях о самом делении государственной службы Российской Федерации на виды и в целом о системе. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации
включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Виды государственной службы

Закон № 58-ФЗ обозначает следующие виды:

  • общефедеральную – деятельность лиц, которые реализуют государственный и правовой статус. Их полномочия устанавливаются Конституцией РФ и одинаковы на территории всего государства. К данному виду, например, относится Президент или Уполномоченный по правам детей;
  • службу субъектов РФ. Данная деятельность подчиняется региональным и местным законам. Полномочия исполнителей действительны на территории конкретного региона.

Также выделяют:

  • гражданскую;
  • военную;
  • правоохранительную службы.

Военная служба также относится к федеральной, представляет собой исполнение полномочий на воинских должностях. По мере успешного исполнения, таким лицам присваивают воинские звания.

Правоохранительная служба входит в этот же вид. Представляет собой исполнение полномочий в сфере правоохранительной системы. По мере успешного ведения присваиваются классные чины и спецзвания. Например, работники прокуратуры находятся на данном виде госслужбы.

Классификация органов госслужбы

Государственная гражданская служба

Данному виду посвящена ст. 3 Закона № 79-ФЗ. Государственная гражданская служба это подвид федеральной. Лица её осуществляющие, реализуют полномочия органов власти федерального и регионального уровня. При необходимости, могут выполнять функции тех, кто замещают госдолжности на тех же уровнях власти.

Также делится на несколько видов, которые определяются, исходя из принятых уровней власти – федеральная и региональная.

Государственная военная служба

Регулируется отдельным законодательным актом – Законом № 53-ФЗ. Лица, проходящие такую службу, не могут иметь гражданства или подданства другой страны. Может вестись по призыву или в добровольном порядке. Для иностранных граждан предусмотрено прохождение службы только в рядах ВС РФ и в воинских формированиях. В иных подразделениях служить не могут.

Граждане других стран, прежде чем поступить в ряды ВС РФ, должны в обязательном порядке пройти дактилоскопию. Это необходимо для формирования личного дела и ведения воинского учёта.

Государственная федеральная служба

Это служба по исполнению полномочий государства в целом. То есть, лицу, наделённому такими обязанностями, придётся их выполнять на территории всей страны, от имени своей страны и ради своей страны. Например, Президент – это государственная должность федерального уровня.

Также к такому подвиду относятся учреждения, исполняющие свои функции в рамках государства. Например, государственная служба кадастра. Она уполномочена проводить работы по кадастровому мониторингу на территории всей страны. Также – ПФР, Министерство образования и прочее.

Государственная правоохранительная служба

Правоохранительная система РФ состоит из множества учреждений и организаций, в которых работают люди. Они исполняют свои обязанности по осуществлению порядка в стране, безопасности и законности. Эти люди ведут борьбу с преступностью, защищают права всех граждан РФ.

За успешное исполнение этих обязанностей, служащие награждаются классными чинами и спецзваниями. К данному подвиду относятся:

  • система прокуратуры всех уровней;
  • МВД;
  • система юстиции;
  • система правопорядка;
  • система органов, следящих за оборотом наркотиков и прочих запрещённых средств;
  • служба миграции.

Все данные учреждения работают в рамках страны и её субъектов, исполняют одинаковые функции. Деятельность каждого органа регулируется отдельным законодательным актом. Общее понятие обозначено в ст. 7 Закона № 58-ФЗ.

Определения

Ранее, в советские времена, не было разграничений на государственных служащих и просто служащих. Представленные понятия обладали схожим правовым статусом – этому свидетельствовали и специализированные документы, в которых указывалось место работы и социальное положение в качестве рабочего, крестьянина или служащего. Следовательно, в представленную категорию включали всех, кто не подходил в прочие категории. Сюда попадали не только работники госучреждений, но и учителя, военные, врачи и даже некоторые работники других отраслей негосударственных структур.

В отдельные периоды отдельные представители науки пытались дать определение государственным служащим. Особо часто это возникало на фоне реформ конца 50-х годов прошлого столетия. Многочисленные попытки зачастую сводились к необходимости разделения понятия на узкую и широкую трактовку. В общем смысле в представленную категорию служащих относятся работники умственного труда, которые относятся к государственному управлению. Сюда относятся управленческие органы, армия, учреждения образования, медицина и так далее.

В общем смысле государственными служащими ранее считались работники умственного труда, которые находятся на гособеспечении

На текущий момент такого разграничения нет – понятие приобрело четкую трактовку в соответствующем документе 1995 году. Здесь имеется полное определение направления деятельности, содержание функций.

Что касается деления государственной службы, то она делится на три разновидности. В ФЗ No58, статье 13 представлена следующая трактовка: под ГС следует понимать гражданина РФ, который осуществляет узконаправленную деятельность на должности, соответствующей направлению службы. Его значение осуществляется посредством специального акта и сопровождается служебным контрактом. За выполнение обязательств служащему выплачивается заработная плата за счет бюджета. На основании этого можно выделить следующие основные признаки ГС:

  • гражданин РФ;
  • связывается с деятельностью ГС;
  • получает денежное вознаграждение из бюджета.

С гражданскими служащими заключается служебный контракт

В ряде статей ФЗ перечисляются и другие признаки служащего. Если последние обобщить и представить на рассмотрение, то получится следующее определение: это гражданин РФ, который имеет возраст 18-65 лет, владеет государственным языком, имеет соответствующее образование и выполняет гражданский долг за денежное вознаграждение. В представленном понятии раскрыто 6 признаков, но основным из них считается исполнение обязательств, которые вверены должностью. Все остальные считаются вытекающими факторами.

На основании этого можно сделать вывод, что ГС занимает должность в аппарате власти

Важно отметить, что деятельность полит. руководителей, а также депутатов, министров и губернаторов не являются госслужащим

Ныне гражданский служащий занимает должность в аппарате власти

Какие существуют классификации и возможные градации гражданских служащих по различным признакам? Представленный вопрос не имеет четкого представления в законодательных актах, что необходимо связывать с невозможностью представить четкой градации по представленному вопросу. Тем не менее имеются негласное деление по отдельным признакам. Самым старым считается по уровню государственного подчинения и управления.

Это деление возникло с момента существования госслужбы. На территории России появилось еще до советского времени. В период становления СССР градация сохранилась и использовалась.

В середине 19 века появилась другая структура, которая сохранилась до сих пор и позволяет делить служащих. ГС, как и власть, делится на исполнительную, законодательную и судебную

Обратите внимание, что после Октябрьской революции такое деление прекратилось, тогда законодательная была объединена с исполнительной. С 1993 года в России опять возникло деление на три составных элемента

От законодательной отделилась исполнительная.

Выделяют несколько видов гражданских служащих

Следует отметить, что государственное управление выполняется последовательно, в полном соответствии с нормами права. Тем не менее, имеются некоторые перекосы, которые связываются с доминированием той или иной ветви. Это считается неотъемлемой частью властных отношений, и полного баланса не существует. Кроме различий по ветвям власти, существует деление по внутренним и организационным формам.

Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой

Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:

  • полной или частичной недееспособности по решению суда;
  • несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
  • наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
  • отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
  • выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
  • предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
  • близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
  • отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
  • утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
  • непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).

Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:

  • запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
  • запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
  • запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
  • запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
  • получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
  • разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.

Государственная служба — это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.