Конституционные принципы и права в сфере труда и их конкретизация в трудовом законодательстве россии

Алан-э-Дейл       08.07.2022 г.

Источник права

Один из маститых исследователей права М.Н. Марченко отмечает множественность значений термина. Значения различаются по смыслу, нас же интересует, без какого-либо сомнения, именно юридический аспект. На исторической и философской сторонах останавливаться не будем, несмотря на объективную их неразрывность.

Юридическая сущность источника права выражается в физическом закреплении воли господствующего сегмента общества. Под господствующим сегментом нужно понимать некое большинство, определяющее модель поведения (нормы) для всех членов. О принципах очерчения границ этого гипотетического общества пока говорить не будем, они могут быть весьма разнообразны. Под подобным обществом привычно называют государство. Тут мнение большинства, например, в представительной демократии, выражается лицами, представляющими такое большинство.

Но вернёмся к источникам. Ими непосредственно могут быть:

  • законы, иные нормативно-правовые акты органов государств
  • договоры, в т.ч., международные
  • решения судов (т.н. прецедент)
  • правовые обычаи, сложившиеся в обществе
  • священные книги и писания
  • иные

Список источников права весьма обширен и разнообразен

Тут важно понимать, что для различных систем права характерны и разные источники. К примеру, священные книги не используются в праве светских государств

Форма права

По мнению Марченко, форма права и источник права тождественны. Во многом термины взаимозаменяемы, поскольку имеют целью выразить одно и то же понятие. Форма права — это выражение его содержания вовне. Т.е., те овеществлённые объекты, которые содержат п., закрепляют плоды деятельности творцов норм. Закрепление является необходимым элементом существования права. А также возможность с ним «работать» — применять, толковать и совершенствовать.

Без внешнего выражения (читай, возможности своими глазами увидеть написанное на бумаге) п. станет расплывчатым и перестаёт быть п. как таковым. Поскольку п. всё-же предполагает определённость и некое постоянство. Отсутствие формализации не делает применение права невозможным — каждый применитель будет «трактовать» его в свою пользу. Мнение же старейшин как источник п. несколько устарело и уже не применяется.

Смешивают понятия формы и источника п. и иные авторы, например, Малько А.В.. В том, что ф. и и. — это внешнее выражение п. авторы имеют единодушие с М.Н. Марченко.

Нормативные договоры как источники трудового права

Нормативные договоры или договоры нормативного содержания – второй вид источников трудового права. Такие договоры по уровню делятся на международные, национальные, региональные, территориальные и локальные, а по количеству участников – двусторонние, трехсторонние и многосторонние.

Рассмотрим международные договоры – источники трудового права.

К многосторонним договорам относятся:

  • Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций (далее – ООН) 10.12.1948 (в ст. 23 которой закреплено право на труд);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 (статьи 6 – 9 касаются трудовых прав);
  • Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 (ст. 8 – запрет принудительного труда);
  • Европейская конвенция о правах человека от 04.11.1950, ратифицированная Россией в 1998 г.;
  • Европейская социальная хартия от 03.05.1996, ратифицированная Россией в 2009 г. и т.д.

К многосторонним международным договорам относятся также конвенции

Международной организации труда (далее – МОТ). За 100 лет функционирования МОТ приняла около 200 международных конвенций о труде, из которых Россия, как правопреемница СССР, ратифицировала более 70. Среди конвенций МОТ, ратифицированных Россией, можно назвать:

  • Конвенцию МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» 1930 г.;
  • Конвенцию МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» 1948 г.;
  • Конвенцию МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий» 1958 г.;
  • Конвенцию МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» 1999 г. и ряд других.

Ратификация конвенции МОТ предполагает принятие федерального закона о ратификации соответствующей конвенции.

К двусторонним международным договорам – источникам трудового права относятся соглашения между правительствами двух государств, устанавливающих на принципах взаимности определенные преференции в сфере труда гражданам каждого из этих государств на территории другого из двух государств. Примером может служить Соглашение между Правительством РФ и

Правительством Республики Молдова от 27.05.1993 «О трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств».

Внутригосударственные договоры как источники трудового права:

  1. Генеральное соглашение – трехсторонний договор между правительством РФ, общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей по регулированию социально-трудовых отношений, например, «Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2018 – 2020 годы»;
  2. отраслевые соглашения, заключаемые на федеральном уровне между отраслевым профсоюзом и объединением работодателей, например, Отраслевое соглашение по авиационной промышленности РФ на 2020 – 2022 годы от 14.02.2020, Отраслевое соглашение по машиностроительному комплексу РФ на 2020 – 2022 годы от 30.12.2019 и т.д.;
  3. соглашения в социально-трудовой сфере на уровне субъектов РФ, например, Соглашение между Правительством Нижегородской области, Нижегородским областным союзом организаций профсоюзов «ОблСовПроф», Региональным объединением работодателей «Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей» о взаимодействии в области социально-трудовых отношений на 2018 – 2020 годы от 09.01.2018 и т.д.;
  4. соглашения на уровне муниципального образования;
  5. коллективные договоры, заключаемые между трудовым коллективом и конкретным работодателем после проведения коллективных переговоров.

показать содержание

Понятие «источник права»

Понятие «источники права» имеет уже многовековую историю, на протяжении которой его толкуют и применяют правоведы всех стран. С точки зрения общераспространенного значения термин «источник» в правовой сфере понимают как властную силу государства, создающую право. Эта власть реагирует на потребности общества, на его социально-экономическое состояние, общественный жизненный уклад, состояние общественных отношений и принимает соответствующие адекватные правовые решения.

Актуальными в этом отношении являются положения, зафиксированные в Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утв. Президентом РФ 22.04.2011. В них сказано следующее: «Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических целей и задач» (п. 9). Именно эти цели в трудовом праве призваны реализовать источники трудового права, ибо государственная политика формируется и реализуется на основе соблюдения принципов законности, демократизма, гуманизма в соответствии с закономерностями развития правового государства и гражданского общества.

Кроме того, с этим источником соотносится также форма выражения государственной воли, форма, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свое назначение, свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общедоступность и т.д. В своей форме источник права указывает также на тот орган власти или должностное лицо, которое было компетентно принять и издать данный волевой правовой акт.

В общей теории права в этой связи различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.

В материальном смысле под источником права понимаются факторы (предпосылки), определяющие необходимость и само содержание права. К ним, как правило, относят материальные условия жизни общества, свойственные ему социально-экономические отношения, состояние правопорядка.

В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют нормативно-правовые акты, имеющие, как будет рассмотрено ниже, различную форму.

Нормативно-правовой акт (как обобщающая форма источников права) является доминирующим источником права во всех правовых системах мира. Ему присущ ряд следующих преимуществ :

  • во-первых, нормативный акт может быть принят и издан оперативно, а также в любой своей части изменен или дополнен, что дает возможность сравнительно быстро реагировать на происходящие в стране или в мире социальные процессы;
  • во-вторых, основные нормативные акты, как правило, кодифицированы и систематизированы, что позволяет в оптимальном варианте осуществлять поиск необходимого документа для его применения или реализации;
  • в-третьих, нормативные акты дают возможность точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает законодателю проводить единую правовую политику и исключить произвольное толкование и применение правовых норм;
  • в-четвертых, нормативные акты принимаются государством или от его имени, а также охраняются им. В случае нарушения нормативных актов нарушители несут ответственность в соответствии с законом.

Таким образом, нормативно-правовой акт как источник права, в том числе трудового права, — это официальный документ, подготовленный и принятый (созданный) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Локальные нормативные акты

На самом низшем уровне в иерархии подзаконных актов стоят локальные нормативные акты, которые применяются как представителем работодателя единолично, так и с участием работников или их представителей в зависимости от предмета (объекта) правового регулирования в рамках данной конкретной организации.

Локальные нормативные акты в рамках своей компетенции принимают работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями (ст. 8 ТК РФ). Они не должны противоречить трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, а также коллективным договорам и соглашениям.

Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов с учетом мнения представительного органа работников. Так, в ст. 190 ТК РФ установлено, что правила внутреннего трудового распорядка организации утверждаются работодателем с учетом мнения представительных органов работников организации. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего работников организации, при принятии локальных нормативных актов определен ст. 372 ТК РФ.

Единолично (без учета мнения представительного органа работников) работодателем, например, применяются: штатное расписание, должностные инструкции и квалификационные характеристики, приказы, распоряжения, имеющие нормативное содержание.

Коллективный договор или соглашение при принятии локального нормативного акта вместе с учетом мнения представительного органа работников могут предусматривать иную, более жесткую форму — согласование с представительным органом работников.

Тем не менее в любом случае локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.

Локальные нормативные акты необходимо отличать от коллективного договора, который представляет собой нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке (ст. ст. 41 — 43 ТК РФ).

Локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя, процедура их принятия не определена (за исключением указания об учете мнения представительного органа работников).

Локальные нормативно-правовые акты дополняют государственное и коллективно-договорное регулирование трудовых отношений на уровне организации.

Например, Министерство здравоохранения и социального развития (Минздравсоцразвития России) издало Приказ от 11.04.2011 N 290н, которым утвердило Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги «Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращения граждан, принятия по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок».

Административный регламент определяет стандарт и порядок предоставления государственной услуги в федеральной службе по труду и занятости.

Положения Административного регламента распространяются на все устные обращения, обращения в письменной форме, обращения в форме электронного документа, индивидуальные и коллективные обращения граждан.

Государственная услуга предоставляется гражданам России, иностранным гражданам и лицам без гражданства, за исключением случаев, установленных международными договорами РФ или ее законодательством.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Конституция РФ как источник трудового права

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает Конституция РФ 1993 г. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Особая роль Конституции РФ обусловлена следующими обстоятельствами:

  • в Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все источники других отраслей права, в том числе и трудового права, исходят из конституционных норм, конкретизируют и детализируют их положения;
  • Конституция характеризуется широтой содержания своих норм, воздействующих на все сферы жизни российского общества: политическую, экономическую, социальную, духовную;
  • законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции как имеющей высшую юридическую силу;
  • в Конституции определены многие источники российских отраслей права федерального уровня, включая трудовое право;
  • значение Конституции РФ как основного источника трудового права определяется и тем, что в установленных ее нормах воплощаются государственная воля народа, те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.

В Конституции закреплены права и свободы, реализуемые в сфере социально-трудовых отношений. Они указаны в основном в гл. 2 Конституции РФ, как то: в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Основным Законом страны.

Эти права неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, но их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и обеспечиваются при необходимости правосудием (ст. 18); перед законом все равны, и государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина (ст. 19); каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ст. 30); каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34); в ст. 37 гарантируются свобода труда, запрет на принудительный труд, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации не ниже установленного в федеральном законе минимального размера заработной платы, право на защиту от безработицы. В этой статье признается право работников на индивидуальные и коллективные споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, и др.

Правотворчество

Создание и функционирование тех или иных источников права (нормативных актов, в том числе в сфере труда) непосредственно связаны с процессом нормотворчества (правотворчества). Повышение качества правовых решений, снижение до минимума неэффективных нормативно-правовых актов — постоянная и особая задача законодателя и других компетентных органов власти, создающих нормативно-правовые акты. Именно поэтому сравнительно недавно принято политическое решение высшим руководством страны, реализованное в праве о необходимости проведения экспертизы нормативно-правовых актов. Такой шаг предпринят в силу того, что «потребителями» нормативных актов, как известно, являются люди, общество, и считается недопустимым принятие поспешных, непродуманных, необоснованных правовых решений, которые могут повлечь за собой (и влекут!) ущемление прав и законных интересов граждан, неоправданные материальные затраты.

Государство, осуществляя властные полномочия, использует различные приемы, методы, способы руководства — оперативное управление, правосудие, надзор и контроль и др., но эти направления деятельности государства не создают норм права, источников права, хотя и осуществляются на его основе.

В этой связи О.А. Пучков в учебнике, написанном авторским коллективом, отмечает, что «акт правотворчества имеет два значения. Это — деятельность компетентных органов государства по изданию норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа…» .

Существует не только особый порядок принятия нормативно-правовых актов, но и их отмены, признания утратившими силу, изменения. После отмены акта он перестает считаться источником права, в том числе трудового права.

В отечественной теории права сложилась традиция, с учетом которой выделяют три вида правотворчества, в результате которого создаются источники права, в том числе источники трудового права:

  1. правотворчество компетентных государственных органов;
  2. «непосредственное правотворчество народа» (референдум);
  3. санкционирование норм, при которых процесс их создания проходит вне государственных органов. Это особый вид правотворчества, примыкающий к подзаконному правотворчеству, — правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц. Необходимо также указать на рассматриваемые ниже локальные нормативные акты, которые принимаются непосредственно в каждой организации и касаются только сотрудников данной организации (работников и работодателей).

Свобода трудовой деятельности

В 1993 году была принята Конституция, которой закрепляется не только право на труд в РФ, но и на его свободу. Поэтому каждый гражданин самостоятельно определяет, для каких целей он будет применять имеющиеся способности. Любой человек может без препятствий выбрать подходящую и интересную профессию, а также род деятельности. При этом государство и другие факторы не могут влиять на его решение.

К другим нюансам свободы труда относится:

  • между работодателями и наемными работниками составляется официальное соглашение, в котором прописываются условия сотрудничества;
  • на основании договора принимается решение о том, какую должность будет занимать сотрудник, а также какую зарплату он будет получать за конкретные трудовые обязанности;
  • в тексте контракта приводятся условия, при которых будет осуществляться работа наемного работника;
  • ежегодно расширяется интеграция между российским законодательством и международными нормативными актами, поэтому свобода труда – это самостоятельная правовая категория.

Постоянные изменения, вносимые в Конституцию относительно труда, обусловлены появлением новых систем хозяйствования и развитием частного производства. Государство все меньше вмешивается в деятельность коммерческих организаций. Но при этом представители власти по-прежнему остаются регулировщиками трудовых отношений.

Регулярно принимаются законы, призванные либерализировать эту область. Поэтому государство теряет рычаги давления, а также уменьшается количество гарантий, предлагаемых россиянам. Такие изменения негативно воспринимаются обычными гражданами, которые часто страдают от незаконной деятельности частных предпринимателей и владельцев компаний.

Международные договоры

Как известно, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации устанавливаются другие правила, чем предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это требование зафиксировано также в ст. 10 ТК РФ.

Наиболее общий универсальный характер из международных документов, принятых под эгидой ООН, носят два, именуемых пактами, — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. Их предшественницей была Всеобщая декларация прав человека, день принятия которой — 10 декабря 1948 г. — отмечается в странах мира как День прав человека. Декларация не содержала обязывающих норм, имела рекомендательное значение, провозглашалась «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства».

Международные пакты о правах человека — это обязательные для участвующих государств нормативные акты. Они были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 16.12.1966 и открыты для подписания. От имени СССР они были подписаны 18.03.1968, ратифицированы 18.09.1973.

В тексте Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах углубляются и уточняются права, перечисленные во Всеобщей декларации, в том числе и посвященные социально-трудовым вопросам (право на труд, право на отдых, принципы равенства и запрет дискриминации, право на объединение и др.).

В Международном пакте о гражданских и политических правах из всего спектра социально-трудовых и комплексных прав конкретизируются два: запрет принудительного труда и свобода объединений (включая право на создание профсоюзов).

Источниками трудового права являются также декларации, конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), членом-участником которой является и Российская Федерация. Конвенции и рекомендации МОТ (их около четырехсот) принято называть «международные стандарты труда».

Конвенции и рекомендации МОТ принимаются с соблюдением принципа «трипартизма» (трехсторонности) на сессиях Международной конференции труда (МКТ). После принятия соответствующего документа государства-члены обязаны представить принятый акт в компетентные государственные органы для издания необходимого внутригосударственного акта .

Словарь трудового права. Принцип трехсторонности означает, что от каждого государства — члена МОТ в работе МКТ участвуют представители правительств, трудящихся и работодателей по четыре представителя в общей сложности от каждой страны, двое из которых представляют правительство, один — общегосударственную организацию работников и один — общегосударственную организацию работодателей.

Для конвенции МОТ классическим способом их имплементации (реализации) в национальное законодательство является ратификация.

В Российской Федерации ратификация, в частности конвенции МОТ, осуществляется путем издания закона. На основании такого закона Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая с его печатью и подписью министра иностранных дел РФ направляется затем на регистрацию в МОТ. Согласно ст. 16 Венской конвенции о праве международных договоров, если договором не предусмотрено иное, ратифицированные грамоты в общем случае означают согласие государства на обязательность для него данного договора.

Источниками трудового права являются также международные региональные акты в сфере труда, принятые международными региональными организациями, например Советом Европы, Европейским союзом, СНГ и др.

Так, Совет Европы, объединяющий более 40 государств, в том числе Российскую Федерацию, принял более 150 конвенций по правам человека, в том числе содержащих социально-трудовые стандарты. Среди них основополагающими документами являются Конвенция Совета Европы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г. (ред. 1996 г.).

Особое место среди источников Европейского союза занимает Хартия Европейского сообщества об основных социальных правах трудящихся 1989 г. Кроме того, в рамках ЕС принимаются регламенты, имеющие прямое действие и директивы в качестве «модельных» норм права. При этом каждое государство само определяет способы и средства осуществления предписаний директив в национальном законодательстве.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.