Образовательные области доу

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Содержание

Познавательное развитие

Направление познавательного воспитания включает в себя развитие любознательности в детском возрасте. Основными задачами можно назвать:

  • обучение познавательным действиям;
  • формирование представлений об окружающем мире;
  • становление знаний о себе;
  • изучение понятий формы, цвета, размера.

Обучение строится на развитии воображения и творчества.

Ознакомление с окружающим социальным миром

В основе программы лежит ознакомление с нормами поведения в семье, взаимоотношении со сверстниками и старшими. Формируются представления об эмоциональном состоянии людей, моральными качествами.

Ознакомление с окружающим природным миром

Занятия по изучению окружающего мира проводятся в детском саду на протяжении всего учебного года. Они включают в себя изучение явления природы, времени года, признаках. Теоретический материал необходимо подкреплять проведением экскурсий, сочетать с творческой деятельностью, рисованием, лепкой, созданием аппликаций.

Ознакомление с окружающим предметным миром

Задача воспитателей детского сада в процессе проведения образовательной деятельности с дошкольниками сформировать у них элементарные представления об окружающем их мире. Дети учатся обобщать предметы, формировать их по группам, определять свойства.

Формирование элементарных математических представлений

Особое внимание в детском саду уделяется формированию начальных математических знаний. Занятия в этом направлении проводятся с самого раннего возраста, преимущественно в игровой форме

Дети изучают понятие формы, пространства, количества, изучают порядковый и количественный счет.

Знакомство с цифрами

Экспериментирование и исследовательская деятельность

Одним из методов познания окружающей среды для детей дошкольного возраста является постановка экспериментов. Они дают возможность детям получить представление о предметах с разных сторон.

Эксперименты и исследовательская деятельность положительно влияет на творческие способности детей.

Сенсорное развитие

Под сенсорным воспитанием в образовательном процессе понимается развитие представлений о внешнем мире

Этому направлению уделяется наибольшее внимание. От того, насколько эффективно сенсорное развитие в раннем возрасте, зависит дальнейшая успеваемость в школе

Это фундамент умственного развития, который закладывается с самого рождения.

ФОРМА И СТРУКТУРА НАПИСАНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

ФОРМА И СТРУКТУРА НАПИСАНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

С введением ФГОС дошкольного образования изменился подход, к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности с детьми.

Наряду с традиционными занятиями, построенными в логике учебной модели, проводятся занятия в форме увлекательной совместной деятельности, в процессе которой педагог решает программные задачи. Переосмысливается роль педагога, который становится где-то «помощником», а где-то «координатором» или «наставником», а где-то непосредственным источником информации.

Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером.

Новые подходы, к организации и проведению занятий с детьми естественным образом влекут за собой изменения в оформление сопровождающих образовательный процесс методических материалов, а именно конспектов.

Большинство педагогов, не придаёт этому значение, продолжая писать конспекты в виде длинных текстов, где в основном описывается деятельность педагога («воспитатель рассказывает», «воспитатель предлагает» и т.д.). Такая устаревшая форма конспекта не даёт полного и целостного представления о совместной деятельности взрослых и детей на занятии:

В конспекте педагоги размещают стихи, загадки, игры и прочие материалы, которые увеличивают объём конспекта в разы и затрудняют восприятие и понимание сути (ядра) самого мероприятия. Гораздо целесообразней было бы эти материалы оформить в виде приложения к конспекту.

В связи с этим, возникает острая необходимость прийти к общему пониманию логики оформления конспектов

Важно выработать единую форму, которая была бы не только информативной, т.е. давала бы точное представление о содержании деятельности как, педагога так и детей на занятии, но и уже на стадии составления конспекта помогла педагогу сориентироваться в ключевых моментах педагогического мероприятия для грамотного его построения

Структура конспекта

Цель

Что такое цель? Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. Цель осуществляется через задачи, которые по отношению к цели являются средствами, т.е. поэтапное решение поставленных задач приводит к достижению цели. Рекомендуется цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание, укрепление и т.д.

Алгоритм постановки цели:

То, что предлагает взрослый, ребенку обязательно должно быть интересно для него, а осмысленность для ребёнка, предлагаемой взрослым деятельности есть главный залог развивающего эффекта.

Физическое развитие

Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:

  • организация двигательной деятельности;
  • выполнение упражнений на координацию и гибкость;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие моторики;
  • формирование представлений о видах спорта.

Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.

Охрана и укрепление здоровья

Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • воздушные ванны;
  • пальчиковую гимнастику;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • спортивные игры на свежем воздухе.

Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей

Физкультминутка в ДОУ

Развитие физических качеств

Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.

Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.

Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Полный текст теста по требованиям ФГОС к среднему (полному) общему образованию с ответами

1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися

а. программы обучении, утвержденной муниципальным органом управления

б. основной и дополнительной образовательных программ

в. основной образовательной программы

а. требования региональных органов управления образованием

б. требования родителей к уровню подготовки обучающихся

в. региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации

3. Основная образовательная программа определяет

а. цели, задачи и перечень изучаемых дисциплин

б. перечень дисциплин и требования к результатам их освоения

в. цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса

а. внеурочную деятельность

б. дополнительную деятельность по подготовке к ЕГЭ

в. дополнительную профориентационную деятельность

а. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом

б. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями региональных органов управления

в. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями учредителей образовательного учреждения

6. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается

а. обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников

б. экзаменами по выбору

в. выпускной контрольной работой

7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют

а. кадровые, материально – технические и организационные условия реализации основной образовательной программы

б. кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы

в. учебные и кадровые условия реализации основной образовательной программы

а. конкурсная работа или реферат

б. учебное исследование или учебный проект

в. реферат или творческая работа

а. 4/5, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/5 от общего объёма основной образовательной программы

б. 3/4, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/4 от общего объёма основной образовательной программы

в. 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы

10. Основная образовательная программа может включать

а. как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения

б. два учебных плана: основной и вариативный

в. только один учебный план

а. образовательное учреждение

б. муниципальный орган управления образованием

в. региональный орган управления образованием

а. осуществляет администрация образовательного учреждения

б. обучающийся может осуществить самостоятельно

в. обучающийся не имеет права самостоятельно осуществлять

а. требованиям учредителей образовательного учреждения

б. квалификационным характеристикам по соответствующей должности

в. требованиям, установленным региональными органами управления

а. наличие аппаратно – программных средств

б. наличие служб поддержки применения ИКТ

в. наличие подключения образовательного учреждения к сети Интернет

15. Стандарт включает в себя требования

а. к результатам освоения основной образовательной программы; к уровню подготовки обучающихся к ЕГЭ; к условиям реализации основной образовательной программы

б. к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к условиям реализации дополнительных образовательных программ

в. к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы

Художественно-эстетическое развитие

В основу художественно-эстетического воспитания ложатся предпосылки для восприятия произведений искусств. Задачей направления является становление эстетического отношения детей к окружающему миру, умение воспринимать музыку.

Развитие восприятия произведений искусства и литературы

В силу своего возраста дети тяжело понимают произведения искусства. Задача воспитателей — вызвать эмоциональную реакцию у ребенка. Для этого необходимо не просто рассказать о произведении, но и постараться речью передать детям настроение.

Музыкальное развитие

Большую роль с раннего возраста для развития эстетического восприятия играет музыка. В детском саду регулярно поводятся музыкальные занятий, тематика которых ориентирована на возрастные особенности.

Рисование

Уроки ИЗО можно сочетать во всеми перечисленными направлениями. Это один из методов творческого развития, который помогает эффективно запомнить любой новый материал. Рисование сочетается как с математикой, так и с основами пожарной безопасности и правилами дорожного движения. Например, послу изучения геометрических фигур можно предложить детям нарисовать рисунки по пройденной тематике.

Занятие рисованием

Лепка

К осязаемому виду творческой деятельности относится лепка. В процессе ребенок не только видит свое творение, но и развивает сенсорные способности, моторику. Занятия развивают воображение, формируют умение планировать свою работу, развивает образное мышление.

Конструирование

Занятия формируют пространственную ориентацию, умение комбинировать формы и цвета. В процессе уроков развиваются творческие способности, эстетический вкус и изобретательность.

Аппликация

Это наиболее простой и доступный вид художественной деятельности для детей. Малыши учатся комплектовать предметы, составлять из деталей картины, выстраивать логические цепочки.

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи

В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

Развитие связной речи

Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества

Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок

Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе

Ознакомление с художественной литературой

Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей

Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

Чтение литературы

Физическое развитие

Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:

  • организация двигательной деятельности;
  • выполнение упражнений на координацию и гибкость;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие моторики;
  • формирование представлений о видах спорта.

Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.

Охрана и укрепление здоровья

Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • воздушные ванны;
  • пальчиковую гимнастику;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • спортивные игры на свежем воздухе.

Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей

Физкультминутка в ДОУ

Развитие физических качеств

Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.

Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.

Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Физическое развитие

Физическое воспитание в детском саду должно содержать следующий перечень мероприятий:

  • организация двигательной деятельности;
  • выполнение упражнений на координацию и гибкость;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • развитие моторики;
  • формирование представлений о видах спорта.

Все перечисленные задачи должны быть направленны на формирование правильного поведения по здоровому образу жизни.

Охрана и укрепление здоровья

Стандарты образованию включают в себя мероприятия по полноценному развитию детского здоровья. Полноценное физическое развитие влияет на эмоциональное состояние. Охрана и укрепление предусматривает комплекс мероприятий, включающих в себя:

  • воздушные ванны;
  • пальчиковую гимнастику;
  • утреннюю зарядку;
  • физкультминутки;
  • спортивные игры на свежем воздухе.

Важно! В течение всего года с родителями проводятся профилактические беседы о правилах укрепления здоровья детей

Физкультминутка в ДОУ

Развитие физических качеств

Под физическими качествами понимается состояние ребенка, его конституция, физиологическое строение. Для его развития в детских садах разрабатываются комплексы упражнений в зависимости от возраста.

Формирование представлений о здоровом образе жизни

Занятий по формированию основных правил здорового образа жизни должны быть комплексными и затрагивать различные виды деятельности. Рекомендуется для закрепления материала использовать творческие методы, например, предложить детям нарисовать рисунок на тему закаливания.

Большую роль в изучении норм здорового образа жизни играет пример родителей. Поэтому работа должна вестись не только в детском саду, но и закрепляться дома. Родители должны действовать совместно с педагогами.

Использование всех пяти областей в образовательном процессе дошкольников позволяет сформировать у детей необходимые знания для дальнейшего успешного освоения школьной программы.

Речевое развитие

По ФГОС образовательные области включают в себя:

  • развитие владения речью;
  • обогащение словарного запаса;
  • знакомство с литературой;
  • развитие звуковой культуры речи.

Формирование звуковой культуры речи

У детей дошкольного возраста произношение звуков формируется постепенно. Задача педагогов — своевременно обнаружить неправильное произношение отдельных звуков, предпринять меры по устранению дефектов.

Это важный момент в воспитательном процессе, так как проблемы со звуковой речью негативно отражаются на образовательной деятельности, а также на социальной адаптации ребенка.

Формирование словаря

В зависимости от возраста у детей увеличивается словарный запас. Задача как педагогов, так и родителей активно способствовать этому процессу. В качестве помощи выступает художественная литература, дидактические игры.

Формирование грамматического строя речи

В задачи этой области развития в ДОУ по ФГОС входит помощь детям в освоении морфологической формы языка, овладение синтаксическими правилами, правильному согласованию слов в предложении.

Развитие связной речи

Под связной речью понимается способность ребенка четко и связно излагать свои мысли. Основная задача педагогов сформировать культуру речи, навыки и умения, грамматический строй. Развитие речевого творчества

Важно! Речевое творчество относится к новой методике, основанной на совмещении творческих способностей с развитием речевых навыков. Чаще всего занятия проводятся в игровой форме, в постановке сценок

Картотека прогулок в средней группе на зиму

Ознакомление с художественной литературой

Особое внимание в детском саду с раннего возраста уделяется чтению книг. Программа ознакомления с литературой строится в зависимости от возрастных особенностей

Работа должна проводится комплексно. Дети должны знакомится с книгами не только в детском саду, но и дома. Для этого воспитатели подбирают тематическую литературу и рекомендуют ее родителям для домашнего прочтения.

Чтение литературы

Социально-коммуникативное направление

В этом случае образовательные области решают следующие задачи:

  • усвоение детьми ценностей и норм, которые приняты в обществе, включая нравственные и моральные ценности;
  • формирование взаимоотношений между сверстниками, взрослыми людьми;
  • формирование эмоционального и социального интеллекта, сопереживания чужому горю, отзывчивости к проблемам других людей;
  • становление самостоятельности, умений отвечать за совершаемые поступки;
  • развитие навыков коллективной деятельности;
  • привитие уважительного отношения к семейным ценностям и традициям.

Для того чтобы в полной мере реализовывать эти задачи, педагог старается создавать оптимальные условия в ДОУ

Он формирует позитивные установки к разным видам творчества и труда, уделяет отдельное внимание безопасному поведению на природе, в обществе, быту

Пять образовательных областей по ФГОС в ДОУ

Многие педагоги считают такое разделение на области очень условным, так как все личностные качества у детей, их знания и навыки, формируются за счет принципа комплексной интеграции тематических процессов.

Например, нельзя отдельно выделять творческое развитие, оно должно присутствовать во всех сферах деятельности детей в детском саду.

Перечисление 5 направлений развития воспитанников

5 областей по ФГОС дошкольного образования можно перечислить следующим образом:

  • развитие физических навыков;
  • художественное и эстетическое развитие;
  • развитие речи;
  • познание социально-коммуникативных навыков;
  • познавательное развитие.

Содержание каждой из программ зависит от возрастных особенностей воспитанников детского сада. В зависимости от этого определяется цели и задачи во всех видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие

Изучение навыков социально-коммуникативной направленности в детском саду ориентированы на усвоение общественных норм и ценностей. Детей учат общению со взрослыми и сверстниками. Основная функция программы:

  • развитие самостоятельности;
  • умение достигать цели и регулировать собственные действия;
  • формирование социального интеллекта;
  • развитие чувства ответственности и отзывчивости;
  • формирование уважительного отношения ко взрослым;
  • изучение основ безопасности в быту и на природе.

В процессе реализации учебного плана у детей формируются положительные установки к труду и различным видам творчества.

Нравственное воспитание

В основе нравственного развития лежит прививание моральных и духовных ценностей, чувства любви к Родине. Задача воспитателя научить детей с раннего возраста бережно и уважительно относиться к человеческому труду, проявлять инициативность и активность, приходить на выручку сверстникам.

При проведении занятий со старшими дошкольниками акцент делается на развитие способности к коллективизации. Дети учатся проявлять себя в команде, совместных действиях.

Важно! Задача не только воспитателей, но и родителей — стать примером. Чем чаще ребенок видит положительные поступки, так выше уровень его нравственного развития

Патриотическое воспитание

Развитие патриотических чувств, формирование норм поведения, любви к Родине и Отечеству лежат в основе направления патриотического воспитания. Ребенок должен расти готовым служить и защищать интересы своей страны.

Уроки патриотического воспитания являются основой дошкольной деятельности. Они формируют целый комплекс задач:

  • воспитание и уважение к семье;
  • развитие интереса к национальным традициям;
  • изучение символики государства;
  • развитие чувства гордости за страну.

Поставленные задачи могут решаться как в игровой деятельности, так и в презентациях, проведениях праздников, поставке сценок.

Образовательные области по ФГОС в детском саду: 5 областей включают патриотическое воспитание

Правовое воспитание

Одним из компонентов нравственного воспитания является правовое развитие. Если ребенок не знает нравственных норм, он не сможет уважать чужие права. Чтобы дети осознали простые нормы права, они должны находиться в условиях терпимости и уважения.

Гендерное воспитание

Развитие в гендерном направлении представляет собой схему знаний о мужчинах и женщинах. Это необходимое направление в дошкольных учреждениях, благодаря которому у малыша формируется социализация личности.

Коммуникативное развитие

Это комплекс мероприятий, направленных на усвоение у ребенка традиций и ценностей общества, в котором он растет. В процессе занятий в детей формируется положительное отношение к окружающим, развитие уверенности в себе.

Трудовое воспитание

В детском саду должно уделять внимание не только учебному процессу, но и трудовому воспитанию дошкольников. Задачами процесса является формирование положительного отношения к трудовой деятельности

В детях воспитываются такие качества, как ответственность, заботливость и аккуратность.

  Как обучить детей решению задач по математике в ДОУ

Формирование основ безопасности жизнедеятельности

Особое внимание в учебных программах уделяется направлениям безопасности. Дети изучают основы противопожарной безопасности, поведение на дорогах и дома

К занятиям привлекаются специалисты МЧС и ГИБДД, ведется активная совместная работы с родителями.

Уроки по безопасности

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.