Фгос ноо

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Содержание

Структура урока по ФГОС

Этапы урока

Краткое содержание, действия учеников

Действия учителя

Мотивирование на учебную деятельность

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Настраивает учеников на успешную работу

Актуализация знаний

Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание

Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений

Консультирует

Целеполагание, постановка проблемы

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

Поиск путей решения проблемы

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач

Консультирует

Решение проблемы

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения

Консультирует

Коррекция

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения

Помогает, советует, консультирует

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону

Консультирует

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью

Консультирует, направляет

У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Оценивание

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)

Консультирует, обосновывает оценки

Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке

Благодарит учеников за урок

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Структура урока рефлексии по ФГОС

Этот тип уроков играет очень важную роль, так как они помогают учащимся научиться самостоятельно планировать, анализировать, контролировать свою деятельность. Ученик должен научиться сам находить свои затруднения в решении учебных задач, определять, какой именно вид деятельности у него не получается. И, главное, сам составить план действий по преодолению этих затруднений.

Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.

Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.

Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».

Об авторе: Камалетдинова Гайша Рихардовна, педагогический стаж 35 лет.

Требования ФГОС

ФГОС включают в себя новые, расширенные требования для перехода из одного образовательного уровня в другой. В соответствии с новыми стандартами, делается акцент на три главных результата:

  1. знания по школьным предметам, которые судятся по отметкам в классном журнале и дневнике ученика;
  2. метапредметные показатели ― освоение различных навыков, т.е. создание плана, способность делать выводы;
  3. личные достижения ― самосовершенствование, формирование собственной позиции, чувство личной ответственности.

Изменилась роль учителя, который не только обучает, но и развивает в ученике способность брать ответственность за свои поступки, находить выход из трудной ситуации.
В обязанности педагога входит создание условий для роста личности, активизация желания обучаться.

Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”

18 ноября 2015

Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России (далее — Департамент) в связи с участившимися обращениями из субъектов Российской Федерации по вопросам составления рабочих программ учебных предметов сообщает.

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) рабочие программы учебных предметов, курсов являются обязательным компонентом содержательного раздела основной образовательной программы образовательной организации.

Рабочие программы учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программ, включенных в структуру основной образовательной программы, и должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В соответствии ФГОС рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются цели общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Педагогическими работниками, как показывает практика, при составлении своей рабочей программы копируется в полном объеме примерная основная образовательная программа (примерная рабочая программа учебного предмета) и объем такой рабочей программы может достигать до 600 страниц. Документ такого объема, безусловно, не может выполнять функцию эффективного инструмента для учителя и формально является документом, составленным для администрации образовательной организации.

В целях снижения административной нагрузки педагогических работников общеобразовательных организаций Департаментом подготовлены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части требований к рабочим программам учебных предметов.

Основными элементами рабочей программы учебного предмета, курса, в соответствии с подготовленными изменениями, являются:

1) планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

1) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности;

3) календарно-тематическое планирование.

Кроме того, авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы соответствующего уровня образования, также могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

В настоящее время Минобрнауки России также подготовлены изменения в Порядок формирования федерального перечня учебников (далее — Порядок), в том числе в части расширения требований к учебникам. Предполагается, что в федеральный перечень учебников будут включаться учебники, имеющие методическое пособие для учителя, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета (его раздела, части) или воспитания; в том числе примерную рабочую программу учебного предмета, разработанную в соответствии с требованиями ФГОС.

До вступления в силу указанных изменений во ФГОС и Порядок с Рособрнадзором достигнута договоренность о снижении требований к рабочим программам учебных предметов в ходе контрольных мероприятий, проводимых органами контроля (надзора) на территории субъектов Российской Федерации.

Департамент просит довести указанную информацию до сведения руководителей общеобразовательных организаций.

Директор Департамента А.В. Зырянова

Обновление ФГОС

Сейчас в России для школьников действуют ФГОС второго поколения. Он разрабатывался с 2009 по 2012 год. Акцент в нём сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделяется проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Звучит неплохо. Но действующие ФГОС до сих пор ругают: за бюрократический язык, расплывчатость формулировок, подмену привычных «знаний» и «умений» какими-то «компетенциями» и многое другое.

Шквал критики обрушился и на новые государственные образовательные стандарты, обсуждение которых началось весной 2018 года. Учителя русского языка и литературы возмущены закрытым перечнем книг, которые должны будут читать дети, а преподаватели ОБЖ недоумевают, как пятиклашкам рассказывать про «репродуктивное здоровье». 

Понятие «УУД»

УУД – универсальная учебная деятельность. Она включает:

  • Способность к обучению и получению новых знаний, умение учиться;
  • Стремление человека к самосовершенствованию посредством приобретения нового опыта;
  • Понимание необходимости получения знаний и осознанный подход к образовательному процессу;
  • Вникание в суть самого образования и его составляющих частей;
  • Целенаправленные действия человека на поиск возможностей широкой ориентации как в разных предметных сферах, так и в структуре самой учебной деятельности;
  • Осмысление целевой направленности образовательного процесса, его ценностно-смысловых и эксплуатационных свойств.

Разработкой УУД занимались еще в ХХ веке в Советском Союзе. В то время педагогическая наука переживала активное развитие и закладывался фундамент ее новых течений. Понятие «универсальные учебные действия» стало очень популярным в настоящее время, сфера его применения достаточно широкая и охватывает практически все возможные уровни и виды образования. В основе разработки УУД лежит деятельностный подход, который разрабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов и другие научные школы.

Эльконин и Давыдов являются основоположниками теории развивающего обучения, ключевым понятием которой является УДД.

Полный текст теста по требованиям ФГОС к среднему (полному) общему образованию с ответами

1. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися

а. программы обучении, утвержденной муниципальным органом управления

б. основной и дополнительной образовательных программ

в. основной образовательной программы

а. требования региональных органов управления образованием

б. требования родителей к уровню подготовки обучающихся

в. региональные, национальные и этнокультурные потребности народов Российской Федерации

3. Основная образовательная программа определяет

а. цели, задачи и перечень изучаемых дисциплин

б. перечень дисциплин и требования к результатам их освоения

в. цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса

а. внеурочную деятельность

б. дополнительную деятельность по подготовке к ЕГЭ

в. дополнительную профориентационную деятельность

а. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями, установленными Стандартом

б. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями региональных органов управления

в. достижение обучающимися образовательных результатов в соответствии с требованиями учредителей образовательного учреждения

6. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается

а. обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников

б. экзаменами по выбору

в. выпускной контрольной работой

7. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют

а. кадровые, материально – технические и организационные условия реализации основной образовательной программы

б. кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы

в. учебные и кадровые условия реализации основной образовательной программы

а. конкурсная работа или реферат

б. учебное исследование или учебный проект

в. реферат или творческая работа

а. 4/5, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/5 от общего объёма основной образовательной программы

б. 3/4, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/4 от общего объёма основной образовательной программы

в. 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы

10. Основная образовательная программа может включать

а. как один, так и несколько учебных планов, в том числе учебные планы различных профилей обучения

б. два учебных плана: основной и вариативный

в. только один учебный план

а. образовательное учреждение

б. муниципальный орган управления образованием

в. региональный орган управления образованием

а. осуществляет администрация образовательного учреждения

б. обучающийся может осуществить самостоятельно

в. обучающийся не имеет права самостоятельно осуществлять

а. требованиям учредителей образовательного учреждения

б. квалификационным характеристикам по соответствующей должности

в. требованиям, установленным региональными органами управления

а. наличие аппаратно – программных средств

б. наличие служб поддержки применения ИКТ

в. наличие подключения образовательного учреждения к сети Интернет

15. Стандарт включает в себя требования

а. к результатам освоения основной образовательной программы; к уровню подготовки обучающихся к ЕГЭ; к условиям реализации основной образовательной программы

б. к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы; к условиям реализации дополнительных образовательных программ

в. к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы; к условиям реализации основной образовательной программы

ФГОС второго поколения

Установлено деление государственных шаблонов на три поколения. Сейчас функционируют ФГОС второго поколения. Действуют с 2009 по 2020 годы. Акцент на всесторонние способности. Общительность, личное освоение информационных материалов, работа по плану и в факультативах

Особое внимание уделялось личности ученика, его способности уважительно относиться к Родине, быть снисходительным, вести правильный образ жизни. Представления об этом старались вводить уже с первого класса

ФГОС третьего поколения идут в ногу со временем, учитывая актуальные приоритеты, подверженность стрессам. Поэтому современный механизм обучения помогает учителю интенсивно привлекать ребят к участию в учебном процессе. Эта работа научит школьников самостоятельно ставить задачи и решать, использовать приобретенные знания на практике.

Иначе говоря, современные образовательные стандарты ориентированы на развитие у учащегося таких качеств, которые помогут быть успешным в жизни, реализовать свои знания и способности.

Три поколения стандартов

ФГОС принято делить на три поколения — в зависимости от того, в каких годах они применялись. 

<<Форма демодоступа>>

Первое поколение ФГОС

Были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат, ввиду чего Стандарт быстро устарел. Во главу ставился набор информации, обязательной для изучения. Подробно описывалось содержание образование: темы, дидактические единицы.

Второе поколение образовательных стандартов

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Третье поколение ФГОС

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение. Рассмотрим подробнее отличия ФГОС второго и третьего поколения. 

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

Структура урока обретения новых знаний

  • Мотивационный этап.
  • Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия
  • Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  • Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  • Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит «открытие» нового знания.
  • Первичное закрепление нового знания.
  • Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  • Включение в систему знаний и умений.
  • Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Базовые группы УУД?

Требования к УУД зависят от того, в классах какой ступени – начальной, средней или старшей – учатся школьники. Должно выполняться соответствие выдвигаемых требований возрасту детей. Для всех них в последнее время повышаются требования к использованию в учебной деятельности компьютерной техники и информационных технологий.

Существуют следующие базовые группы универсальных учебных действий:

  • Личностные – направлены на поиск возможностей познания самого себя и осмысления собственной личности. Их цель – сформировать у учащихся правильную адекватную нравственную и этическую оценку самих себя;
  • Познавательные – относятся к возможностям формирования основных навыков и умений восприятия информации, ее обработки и анализа, на основе которого делаются определенные выводы и заключения. Группа познавательных действий включает систему общих и логических учебных действий, процесс постановки и решения проблемы;
  • Коммуникативные – способствуют социализации учащихся, формированию навыков эффективного взаимодействия с окружающими – одноклассниками, учителями, друзьями и другими людьми. В школе каждый ребенок проходит самый важный этап социального развития. Если вовремя не решить возникающие в процессе общения проблемы, то они могут перейти во взрослую жизнь и будут напоминать о себе еще долгие годы, даже после окончания школы;
  • Регулятивные – направлены на развитие способностей составления плана своих действий и его изменения под влиянием различных факторов окружающей среды. Этот полезный навык, приобретенный в стенах школы, пригодится и в дальнейшей жизни.

Ученики овладевают УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Результатом успешного овладения является формирование инициативности, стремления учеников к самостоятельному добыванию знаний и получению компетентности. Учащиеся должны уметь без помощи взрослых самостоятельно организовывать процесс обучения.

Цели и задачи ФГОС

Цель образования по ФГОС ― это общекультурное, личностное и познавательное развитие учеников. Оно создает главную компетенцию: умение учиться.

Образовательные каноны дают четкие разъяснения о том, что должен знать и уметь ученик при переходе из одного уровня образования в другой:

  1. уточнение обязательной базы знаний обучающегося;
  2. уровень самоидентификации в обществе;
  3. присутствие основ духовно-нравственного становления.

ФГОС в образовании определяют следующие задачи:

  • обеспечение равенства образовательного уровня людей на территории России;
  • поддержание последовательности основных программ образования.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.