Академические права обучающихся

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Содержание

Могут ли ребенка выгнать из школы за систематические драки с другими учениками, когда успеваемость у него в пределах нормы?

Для начала, на основании Закона «Об образовании» исключить из школы можно ребенка, которому уже исполнилось 15 лет.

Также нужно знать, что выгнать из школы за драки могут лишь тогда, когда это деяние нарушает уставной свод школы.

Чтобы отчислить ученика за такого рода проступки, они должны быть постоянными. Что именно понимается под постоянством – контролируется школьным уставом. Если говорить в общем, то драка должна произойти более одного раза, и каждый раз она должна грубо нарушать правила.

Исключить из школы могут лишь ребенка старше 15 лет

Отметим, что исключают из школы лишь тогда, когда воспитательные воздействия не возымели эффекта. В таком случае очевидно, что ученик негативно влияет как на обстановку в школе, так и на одноклассников, а также нарушает права обучающихся и работников.

Следовательно, даже если одно условие выше не будет соблюдено, то выгнать ребенка из школы нельзя.

Такое возможно, если проступки случаются систематически

Я хочу, чтобы ребенок учился в гимназии в центре города, но по прописке нам положена другая школа. Что делать?

Если вам говорят, что ваш ребенок должен учиться в какой-то конкретной школе, это неправда. Родители могут самостоятельно решать, где будет учиться ребенок

И не важно, в каком районе города прописан школьник, а в каком находится желанное учебное заведение. И если места есть, ребенка должны принять. Однако по закону в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников

Если же набор закрыт, то школа имеет право отказать в зачислении

Однако по закону в первую очередь зачисляют детей по прописке и льготников. Если же набор закрыт, то школа имеет право отказать в зачислении.

У школ тоже есть права. Они не должны принять всех, кто хочет у них учиться. Поэтому, если вы не хотите отдавать ребенка в школу по прописке, то можно выбирать ту образовательную организацию, где лимит по числу учеников не исчерпан. Но требовать от школы, чтобы в нее зачислили их чадо, родители не могут.


Все по закону. Какие права есть у родителей школьников и как их отстаивать

Еще один важный момент: гимназии, лицеи и школы, где есть профильные классы с углубленным изучением предметов, могут набирать детей на конкурсной основе. Права учебных заведений должны быть прописаны на уровне региона. В этом случае надо изучить условия поступления в конкретную школу.

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

Сторона Кто входит
Сторона обучающихся Членами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:биологические и приемные родители;
усыновители;
опекуны
и т.д.
Сторона обучающая Членами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»

3 июля 2013

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся.

2. Признать по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации утратившим силу приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. № 2782 «О порядке предоставления академических отпусков» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 мая 1999 г., регистрационный № 1779).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

Министр Д. Ливанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июня 2013 г.

Регистрационный № 28912

Приложение

Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся

1. Настоящие порядок и основания устанавливают общие требования к процедуре предоставления академических отпусков лицам, обучающимся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования (студентам (курсантам), аспирантам (адъюнктам), ординаторам и ассистентам-стажерам) (далее — обучающиеся), а также основания предоставления указанных отпусков обучающимся.

2. Академический отпуск предоставляется обучающемуся в связи с невозможностью освоения образовательной программы среднего профессионального или высшего образования (далее — образовательная программа) в организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — организация), по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам на период времени, не превышающий двух лет.

3. Академический отпуск предоставляется обучающемуся неограниченное количество раз.

4. Основанием для принятия решения о предоставлении обучающемуся академического отпуска является личное заявление обучающегося (далее — заявление), а также заключение врачебной комиссии медицинской организации (для предоставления академического отпуска по медицинским показаниям), повестка военного комиссариата, содержащая время и место отправки к месту прохождения военной службы (для предоставления академического отпуска в случае призыва на военную службу), документы, подтверждающие основание предоставления академического отпуска (при наличии).

5. Решение о предоставлении академического отпуска принимается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом в десятидневный срок со дня получения от обучающегося заявления и прилагаемых к нему документов (при наличии) и оформляется приказом руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

6. Обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска. В случае, если обучающийся обучается в организации по договору об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица, во время академического отпуска плата за обучение с него не взимается.

7. Академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

8. Обучающимся, находящимся в академическом отпуске по медицинским показаниям, назначаются и выплачиваются ежемесячные компенсационные выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 29, ст. 3035; 2003, № 33, ст. 3269; 2006, № 33, ст. 3633; 2012, № 22, ст. 2867; 2013, № 13, ст. 1559).

9. Порядок пользования общежитием обучающимися определяется с учетом статьи 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).

Правила подведения в столовой

Перечислим основные правила.

  1. При походе в столовую необходимо соблюдать правила поведения за едой, вести себя адекватно.
  2. Ученики должны уважать сотрудников столовой.
  3. Не нужно громко говорить в процессе употребления пищи – это мешает людям вокруг.
  4. По окончании еды требуется убрать за собой посуду, задвинуть стулья.
  5. Нельзя портить собственность столовой.
  6. Нельзя приходить в столовую в верхней одежде.

  7. Нельзя выносить еду за пределы столовой. Приобретенную в столовой еду, напитки и прочее требуется есть в этом же помещении. Если упаковка закрыта, можно сохранить ее до следующей перемены.
  8. Ученики могут взять из дома завтрак и съесть его в столовой.
  9. Дежурные по столовой должны оказывать посильную помощь сотрудникам столовой в накрытии столов, уборке посуды, чистке столов, расстановке стульев.

Комментарий к Ст. 28 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 28 в целом не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы и компетенции, и ответственности образовательной организации были представлены в ст. 32 Закона N 3266-1. Однако в рамках рассматриваемой статьи соответствующие положения были дополнены нормами о правах и обязанностях образовательной организации, что в совокупности с обозначенными выше положениями составляет ее правовой статус вне зависимости от уровня реализуемых образовательных программ.

Правовой статус образовательной организации предполагает определенную долю автономии, самостоятельное решение в пределах административной правосубъектности конкретной организации его целей и задач, осуществление необходимых для этого функций.

Под компетенцией следует понимать установленную на нормативном уровне возможность реализации принадлежащих юридическому лицу по праву объема полномочий в установленной сфере деятельности.

Как следует из комментируемой статьи 28 Закона Об образовании в РФ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации; разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; прием обучающихся в образовательную организацию и т.п.

В числе основных новаций законодательства в этой сфере следует считать предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию, установление требований к одежде обучающихся, обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет».

Подобные законодательные нововведения в правовом статусе образовательных организаций отражает современную практику и перспективы развития организации деятельности образовательных организаций.

Развитие компетенции образовательных организаций находится в прямой зависимости от степени их автономии, которая характеризуется не конкретным набором прав и обязанностей, а определяет сферу (область) их усмотрения, закрепленную в настоящий момент нормативно. Компетенция в сфере образовательной деятельности расширяется по мере наполнения ее новым демократическим содержанием.

Исходя из традиционной взаимосвязи высшего образования и науки, образовательные организации высшего образования вправе осуществлять научную и (или) творческую деятельность, а также вправе вести подготовку научных кадров (в докторантуре).

Иным образовательным организациям представлено право вести научную и (или) творческую деятельность, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

Все образовательные организации вправе вести сопутствующие к образовательной виды деятельности (консультационную, просветительскую деятельность, деятельность в сфере охраны здоровья граждан и другие).

Перечисленные в статье обязанности образовательных организаций корреспондируют правам обучающихся и, кроме того, также вытекают из предоставленной компетенции.

Ответственность образовательной организации также вытекает из ее компетенции и обязанности, и связывается, в широком смысле с ненадлежащей реализацией образовательных функций. Должностные лица образовательной организации несут административную ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование граждан.

Обзор документа

Установлен новый порядок предоставления академических отпусков студентам.

Право на такой отпуск имеют обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального или высшего образования — студенты, курсанты, аспиранты, адъюнкты, ординаторы и ассистенты-стажеры.

Он может предоставляться по медицинским показаниям, семейным и иным обстоятельствам (перечень оснований открытый). Академический отпуск можно взять и в случае призыва на военную службу.

Максимальная продолжительность отпуска увеличена с 1 года до 2 лет. При этом академический отпуск может предоставляться обучающемуся неограниченное количество раз.

Для получения отпуска обучающийся подает заявление и документы, подтверждающие основание для его предоставления (медзаключение, повестка из военкомата и др.). Решение об отпуске принимается руководителем образовательной организации (или уполномоченным им лицом) в 10-дневный срок после поступления документов.

С лиц, обучающихся на договорной основе, за время академического отпуска плата за обучение не берется.

Как и ранее, в период отпуска по медпоказаниям выплачивается ежемесячная денежная компенсация (50 руб.).

Порядок пользования общежитием во время отпуска определяется с учетом установленных законодательством правил предоставления жилых помещений в общежитиях.

Обучающийся может выйти из отпуска досрочно по собственной инициативе.

Основанием для допуска к учебе по окончании отпуска служит приказ руководителя организации (уполномоченного им должностного лица).

Новый порядок вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Правила поведения на уроках

Перечислим основные правила поведения на уроках.

  1. Нельзя допускать опозданий на занятия. Когда в помещение заходит учитель, обучающиеся должны встать – это выступает приветствием. Данный способ используется для приветствия любого взрослого, который зашел в помещение. В качестве исключения выступают уроки информатики в соответствующих классах.
  2. Любой учитель имеет право выставлять собственные требования относительно поведения учащихся на уроках. При этом данные требования не должны ущемлять прав и достоинств учеников, конфликтовать с действующим уставом.
  3. В процессе занятия запрещается громко разговаривать, мешать другим, отвлекаться от темы урока, заниматься чем-либо, что никак не относится к образовательному процессу.

  4. Когда возникает необходимость выйти во время урока, ученик должен спросить позволения учителя.
  5. Когда возникает необходимость задать вопрос или ответить на вопрос, нужно поднять руку и дождаться разрешения преподавателя.
  6. В процессе урока ученик может спрашивать у учителя то, что он не понял.
  7. Ученик имеет право настаивать на своей правоте и убеждениях в процессе обсуждения каких-либо сложных вопросов. Естественно, все это должно проходить в адекватном виде.
  8. В процессе урока ученики могут использовать специальный инвентарь – собственность школы – выдаваемый педагогом. Его следует вернуть на место по окончании урока. Нельзя портить это имущество, ломать и так далее.
  9. Ученики не должны обсуждать темы, не относящиеся к образовательному процессу, поскольку за счет этого они мешают другим получать нужные знания и тем самым нарушают их права.

Во время урока важно соблюдать дисциплину

Ответственность учеников

На основании вердикта органа управления учебного заведения за совершение противоправных деяний, постоянные игнорирования устава учреждения ученика могут исключить из этого заведения (если человек на тот момент достиг возраста 15 лет).

Исключение ученика из данного учреждения используется, когда предварительно были применены воспитательные меры, не давшие эффекта. Следовательно, если оставить этого ученика в школе, он будет негативно влиять на других учеников, нарушать права как детей, так и сотрудников. К тому же такой ученик может отрицательно влиять на работу образовательного учреждения.

В редких случаях возможно исключение обучающегося

Вердикт относительно исключения ученика, у которого нет основного общего образования, выносится при учете мнения его родителей или официальных представителей. Также необходимо согласие со стороны комиссии по делам несовершеннолетних. Когда такое решение необходимо принять относительно сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуется получить согласие комиссии по делам несовершеннолетних, органа опеки и попечительства.

Если ученик пришел в учебное учреждение в пьяном виде (до 16 лет) – то есть выпивал спиртные напитки, употреблял наркотики или психотропные вещества (без рецепта врача), прочие опьяняющие вещества, то положена административная ответственность (ее наложат на родителей или официальных представителей) размером от трех до пяти МРОТ.

Если ученик пришел в школу в состоянии опьянения, положена административная ответственность, которая относится к его родителям

Если несовершеннолетний не имеет собственного источника доходов, штрафы выплачивают его родители.

Ответственность за нанесение вреда собственности или моральный вред, нанесенный ребенком до 14 лет, возлагается на его родителей или официальных представителей.

Гражданин возрастом от 14 до 18 лет сам отвечает за поступки гражданско-правового плана. Сюда относят и моральный вред – оскорбления, хамство и так далее. Если у него не имеется возможности ответить за свое деяние в полной мере, дополнительную ответственность несут родители, если только они не смогут доказать, что в случившемся нет их вины.

Граждане от 14 до 18 лет сами отвечают за свои поступки

Любое нарушение норм общественного порядка, говорящее об откровенном неуважении к обществу, в сопровождении с матом в общественных местах, уничтожение или нанесение вреда чужой собственности – это мелкое хулиганство. За это деяние существует ответственность административного плана: штраф от 5 до 10 МРОТ или административный арест на 15 суток.

Обязанности школьника

У каждого школьника есть свои обязанности, которые регламентируются в Уставе школы. Ученик обязан:

  1. Уважать не только своих преподавателей, но и других сотрудников учебного заведения.
  2. С уважением относиться к результатам чужих трудов.
  3. Добросовестно относиться к учебе.
  4. Соблюдать школьный режим: своевременно посещать уроки (исключение составляет отсутствие на уроках по уважительным причинам), уходить с уроков в строго отведенное время.
  5. После пропуска учебного дня или определенного урока приходить в школу с объяснительным документом, например, со справкой от врача по поводу болезни (с печатями медицинского учреждения) либо запиской от родителей или родственников.
  6. Приходить в школу чистым и опрятным.
  7. Соблюдать правила техники безопасности на уроках. Особенно это касается уроков химии, физики, биологии, физической культуры и технологии.
  8. Подавать учителю дневник по первому требованию.
  9. Внимательно слушать и выполнять задания, которые дает учитель, для получения качественных знаний.

Поведение учеников до начала уроков, во время перемен и по окончании уроков

Перечислим основные правила.

  1. В процессе перемен учение должен делать следующее:
  • привести в порядок свое учебное место;
  • покинуть классное помещение по просьбе учителя;
  • слушаться дежурного учителя на этаже.
  1. Перемена – возможность заняться личными делами. При этом ученик не должен мешать другим отдыхать в этом время.
  2. В процессе перемены ученикам разрешают ходить по зданию учебного заведения, однако некоторые места остаются под запретом – например, чердак, подвал, кухня, лаборатории с реагентами и оборудованием.
  3. Дежурный класс обязан помогать ответственному учителю отслеживать следование правилам поведения в процессе перемен.

  4. Во время перемены нельзя бегать по лестницам, около окон и в коридорах – то есть везде, где играть и бегать небезопасно.
  5. В это время запрещено толкаться, кидаться предметами и использовать в отношении других учеников физическую силу.
  6. Нельзя в процессе отдыха между уроками использовать неприличные выражения и жесты, громко шуметь, нарушать отдых остальных учеников.
  7. Нельзя на перемене выходить из здания образовательного учреждения, если на это нет разрешения ответственного сотрудника.
  8. Курить строго запрещено.
  9. Нельзя по собственной воле открывать окна, сидеть на подоконнике.
  10. Во время перемены ученики имеют право попросить помощи у дежурного учителя или администратора, когда в отношении них происходят действия, нарушающие их права.

Ученики всегда имеют право обратиться к учителю за помощью

Статья 34 – права студентов, мероприятия социальной помощи

Какие права, обязанности, мероприятия помощи, социальной поддержки предусмотрены в сфере образования, определяют официально регламентированные законодательные акты.

Какой документ определяет права учащихся образовательного учреждения

Правовые основы студенческой жизни определяет документ, действующий с декабря 2012 года № 273/Ф3. Документ содержит исчерпывающую информацию относительно порядка предоставления образования в стране, определяет, какие нормы, требования действуют.

Какие права учащихся определяет документ

  • Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
  • Выбор специальности, форму получения знаний.
  • Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
  • Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
  • Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
  • Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
  • Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
  • Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
  • Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
  • Формирование организаций объединения движения и партий.
  • Смена факультета, специальности при желании.
  • Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
  • Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
  • В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
  • Право на отдых от учебного процесса.
  • Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
  • Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
  • Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
  • Предоставление условий для самообразования.
  • Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
  • Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.

Какие права учащихся определяет документ

  • Возможность отдать предпочтение учебному заведению.
  • Выбор специальности, форму получения знаний.
  • Посещение факультативных, дополнительных занятий, занятий по интересам в пределах заведения.
  • Использование условий образовательного процесса с учетом умственных, физических, психических особенностей.
  • Воспользоваться отсрочкой в случае призыва на прохождение срочной военной службы.
  • Познание дополнительных дисциплин, не являющихся профильными в выбранной профессии.
  • Уважительное отношение, сохранность жизни и здоровья в период получения знаний в стенах учреждения.
  • Право на информационную свободу, свободное выражение мыслей, взглядов, убеждений.
  • Смена коммерческой формы приобретения профессии на бюджетную с соблюдением правил.
  • Формирование организаций объединения движения и партий.
  • Смена факультета, специальности при желании.
  • Академический отпуск при возникновении показаний, установленных законом.
  • Использование библиотечных ресурсов безвозмездно при необходимости.
  • В случае прекращения деятельности образовательного заведения в связи с окончанием, не продлением лицензии, учащиеся с позволения родителей, или законных представителей переводятся в иные учреждения, осуществляющие обучение на аналогичных условиях.
  • Реализация творческого потенциала.
  • Информирование учащихся относительно обстановки на трудовом рынке.
  • Право на отдых от учебного процесса.
  • Использование в процессе обучения и воспитания учебных пособий.
  • Предоставление возможности для обучения практическим навыкам по выбранной специальности.
  • Создание условий для работников, совмещающих учебу и трудовую деятельность.
  • Предоставление условий для самообразования.
  • Учащиеся, блестяще завершившие учебу, вправе получить диплом об окончании учебного заведения с отличием, золотую медаль.
  • Участие в исследовательских, научных, экспериментальных процессах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме — «Применение нормативно-правовых документов в педагогической деятельности.».

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Пакет документов по нормативно — правовому обеспечению введения Федеральных Государственных образовательных стандартов основного общего образования.

В практике педагоги дополнительного образования нечасто сталкиваются с необходимостью использовать знания правовых основ, определяющих их профессиональную деятельность. Редко используемая информация с.

Как узнать «свою» школу

Списки закрепленных территорий публикуются на сайтах комитетов по образованию и образовательных учреждений. Родителям первоклассников есть смысл заранее уточнить номер школы по прописке. Списки закрепленных территорий ежегодно корректируются,поскольку ожидаемое количество будущих учеников первых классов должно соотноситься с количеством мест в школе.

Каждый год места в школах готовят с учетом миграции(это касается крупных городов) и с большим запасом

В Барнауле принимают во внимание повышенную востребованность некоторых школ в центре города и в спальных районах

Чтобы понять,к какой именно школе относится ваш дом,нужно ознакомиться с приказом(распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района,городского округа. Такой приказ по новым правилам в обязательном порядке должны издать 15 марта и опубликовать на сайтах школ в течение десяти календарных дней.

День знаний в Барнауле. Школа № 55.

Анна Зайкова,altapress.ru.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.