Право на социальное обеспечение

Алан-э-Дейл       13.09.2022 г.

Специалист по кадрам

Специалист по кадрам предприятия – человек, который занимается вопросами, касающимися персонала организации. Это могут быть ведение приказов о кадровых перестановках (перевод, увольнение, принятие на должность), расчет трудового стажа, подбор персонала на вакантные должности фирмы, контроль за трудовой дисциплиной и так далее.

Сотрудник отдела кадров может устроиться, как и на государственные предприятия (например, медицинские и образовательные учреждения), так в частные компании (будь то развлекательный центр или гипермаркет электроники). График у таких работников пятидневный, а зарплата, которая зависит от спектра обязанностей, начинается от 35 000 рублей и выше.

Для полноценного карьерного роста необходимы знания средне – специальной, а лучше высшей образовательной программы (в том числе и дистанционной) по направлениям, изучающих социальную работу, право или менеджмент. Семестр в вузе будет стоить от 20 000 рублей.

Пенсионный Фонд Российской Федерации

Организационно-структурное формирование и сфера деятельности Пенсионного Фонда России определяется целями, задачами, функциями, которые на него возложены.

Основной целью создания и деятельности Пенсионного Фонда является формирование и обеспечение гарантий со стороны государства в сфере пенсионного обеспечения и управление средствами, находящимися в его распоряжении. Эти цели могут быть достигнуты посредством осуществления следующих задач:

  • обеспечение и поддержка финансовой стабильности пенсионной сферы;
  • обеспечение прав граждан на получение социальных выплат;
  • своевременное и полное финансирование выплат социальной сферы – пенсии, пособия;
  • разработка и осуществление государственных программ в сфере социального обеспечения;
  • финансирование целевых программ.

Функциями Пенсионного Фонда России являются:

  • сбор и накопление обязательных страховых взносов и других финансовых средств;
  • управление накопленными финансовыми средствами в соответствии с их целевым назначением.

Помимо основных функций, в последнее время на Пенсионный Фонд

возложены дополнительные функции, такие как:

  • осуществление ежемесячных финансовых выплат отдельным категориям граждан;
  • дополнительное ежемесячное финансовое обеспечение отдельных категорий граждан;
  • осуществление выплат для неработающих пенсионеров по обязательному социальному страхованию;
  • создание и ведение регистра для лиц, имеющих право на получение социальной помощи.

Замечание 1

По мнению специалистов, возложение этих функций на Пенсионный Фонд отражается не только на его правовом статусе, но эффективности функционирования всей системы пенсионного страхования.

Реализация функций Пенсионного Фонда России осуществляется при взаимодействии с иными органами исполнительной власти непосредственно Российской Федерации, а также ее субъектов, муниципальными органами, общественными объединениями и другими организациями вне зависимости от их организационно-правовой структуры.

Министерство труда Российской Федерации в системе социального обеспечения

Основным органом государственной исполнительной власти, деятельностью которого является реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере социального обеспечения населения является Министерство труда Российской Федерации.

Министерство труда представляет собой орган исполнительной власти федерального уровне. Оно выполняет функции по формированию и осуществлению государственной политики и нормативно-правовому управлению в сфере демографии, трудовой отрасли, уровня жизни населения и доходов граждан, оплаты труда, пенсионного обеспечения (включая и негосударственное), социального страхования, охраны труда, социального партнерства и трудовых взаимоотношений, уровня занятости и безработицы, государственной и альтернативной гражданской службы, социальной защиты и обслуживания населения (социальная защита семей, детей, женщин, опека и попечительство совершеннолетних недееспособных и частично дееспособных граждан), и управление государственным имуществом.

В подчинении Министерства находятся федеральные службы и агентства. Финансирование, предусмотренное на содержание этих служб и агентств, устанавливается государственным бюджетом. Самостоятельность определяется возложенными на них полномочиями, которые установлены Положениями об этих органах.

Пример 2

Роструд выполняет государственный контроль за соблюдением положений трудового законодательства и порядка проведения расследования и учета несчастных случаев, возникающих на производстве, а также за обеспечением государственных гарантий в сфере занятости населения, приема на работу в качестве безработных граждан, имеющих степень инвалидности, проводит контроль соблюдения стандартов в области социального обслуживания.

Органы социального обеспечения субъектов Российской Федерации, районного и местного уровня могут называться по-разному – министерства, комитеты, управления, но цели, задачи и функции у них идентичны.

В сфере управления социальным обеспечением важное место занимает деятельность органы социального обеспечения в пределах региона. Задачи, цели, функции, организационно-структурное строение указаны в Положениях об этих органах, утвержденных актами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Пример 3

Положение о Департаменте защиты населения г. Москвы, утвержденное постановлением от 27 сентября 2011 года, определяет права, полномочия, управление этим Департаментом.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Понятие принципов права социального обеспечения

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, определяющие сущность и направление развития правовых норм в конкретной сфере общественных отношений, которые либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

Студентам не следует путать принципы права с принципами правотворчества, принципами правоприменения и др. Как справедливо указывает И.К.Дмитриева, позиции ученых в определении указанных принципов не всегда совпадают, а порой значительно различаются. К принципам правотворчества относятся: законность, демократизм, гуманизм, научность, профессионализм, своевременность, исполнимость и др. В качестве принципов правоприменения в юридической литературе выделяют: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость, эффективность.

По сфере действия принципы права принято классифицировать на: общеправовые, свойственные всем отраслям права; межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей; отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли; внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов.

Общеправовые принципы представляют собой основные начала, определяющие наиболее существенные черты права конкретной страны. К их числу обычно относят принципы социальной справедливости, гуманизма, равноправия, законности и др. Эти принципы формируются под воздействием общепризнанных принципов и норм международного права.

Отраслевые принципы характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Через них преломляются общеправовые и межотраслевые принципы права.

Обобщенное выражение принципов советского права социального обеспечения содержится в трудах В.С.Андреева, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, Р.И.Ивановой, В.А.Тарасовой. В качестве отраслевых принципов права социального обеспечения они указывали: всеобщность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; обеспечение за счет государственных и общественных средств; высокий уровень обеспечения; единство и дифференциация условий и правовых норм о социальном обеспечении; участие трудящихся в осуществлении социального обеспечения.

В постсоветский период формулировка принципов стала одним из направлений законотворческой деятельности в сфере социального обеспечения. В частности, в Федеральном Законе от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания в РФ» закреплены принципы предоставления социальных услуг. В нем указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность. До принятия названного закона перечисленные принципы формулировались в виде основных прав граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг (ст.5-8 ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Ученые, занимающиеся исследованиями в области социального обеспечения, по-разному формулируют отраслевые принципы права социального обеспечения.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам права социального обеспечения:

  • всеобщность социального обеспечения;
  • дифференциацию правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступлении социальных рисков, установленных законом;
  • ориентацию социального обеспечения на достойный уровень жизни.

Кроме общих принципов, есть принципы, специфические для разных организационно-правовых форм социального обеспечения – социального страхования и социальной помощи. В частности, в ст.4 Федерального Закона от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» закреплены основные принципы его осуществления, большинство из которых отражает особенности финансирования и управления обязательным социальным страхованием. К принципам права социального обеспечения можно отнести лишь всеобщий обязательный характер социального страхования и государственную гарантию исполнения обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика.

Студенты должны разграничивать принципы права, принципы правотворчества и правоприменения, понимать сущность принципов права, уметь раскрыть содержание каждого принципа.

Что такое органы социального обеспечения

Социальное обеспечение — организованная государством форма помощи для утвержденного круга лиц, оказываемая при наступлении определенных юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.

С целью осуществления социальной поддержки людей, которые нуждаются в общественной помощи государством, созданы специальные структуры — органы социального обеспечения. Их основной функцией является содействие улучшению жизни нуждающихся и социально незащищенных слоев населения, оказание им помощи и поддержки.

Государство, заботясь о благополучной жизни своих граждан, регулярно утверждает круг лиц, которым при регистрации определенных жизненных ситуаций, оказывается социальная помощь. Ее цель — выровнять социальное положение граждан, сделать так, чтобы никто не считал себя одиноким и беспомощным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Помощь может оказываться в виде социального обеспечения — определенных законами выплат, услуг либо благ натурального происхождения. Она связана с невозможностью граждан самостоятельно обеспечивать себя, а также имеющихся на попечительстве нетрудоспособных членов семьи. Кроме денежных выплат социальным законодательством предусмотрено предоставление определенным категориям граждан социальных услуг, а также льгот на некоторые оплаты (например, жилищно-коммунальные услуги, покупку медикаментов, протезирование, проезд в транспорте и т.п.).

Организацией и контролем оказания населению социальной помощи уполномочены заниматься органы социального обеспечения. Структура их системы оговаривается в ст. 5 ФЗ от 28.12.2013 № 442. Кроме деятельности бюджетных структур по социальной защите населения, в Российской Федерации функционируют внебюджетные фонды, к которым отнесены:

  1. Пенсионный фонд РФ.
  2. Фонд социального страхования РФ.
  3. Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Совместная деятельность по социальной защите населения сводится к следующим мероприятиям:

  • определение минимальной заработной платы, пенсий, стипендий для студентов;
  • разработка системы мер для профилактики и снижения уровня безработицы;
  • помощь в воспитании детей многодетным семьям, в т.ч. выплата им пособий;
  • контролирование деятельности по соблюдению прав детей и др.

Согласно ст. 8, к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в вопросе социального обслуживания отнесены:

  1. Регулирование на правовом уровне, а также обеспечение гарантии социального обслуживания в субъектах согласно возложенным полномочиям.
  2. Принятие решения по уполномоченному органу субъекта РФ, определение профильной организации (согласно полномочиям).
  3. Руководство предоставлением социальных услуг различными организациями, в т.ч. общественными.
  4. Разработка схем взаимодействия структур при осуществлении социального обслуживания населения.
  5. Установление количественной численности сотрудников в организациях социального обслуживания, хозяйственной части их функционирования.
  6. Контроль исполнения норм питания пациентов социальных организаций.
  7. Ведение реестров поставщиков социальных услуг и пр.

Функциональной обязанностью органов социального обеспечения является управление этой работой. Непосредственно управление делят на общее и оперативное.

Осуществление управления происходит в соответствии со спецификой организационных и правовых форм соцобеспечения. Сюда относятся:

  • социальное страхование;
  • социальное обеспечение определенных категорий зоны риска;
  • социальная помощь государства.

Исполнителем общего управления выступает Правительство. Оно ответственно за следование государственной соцполитике и соблюдение конституционных прав каждого гражданина касательно сферы социальной защиты. В качестве таких прав рассматриваются охрана здоровья, качественные медуслуги, социальное обеспечение. Кроме того, на государстве — решение тех проблем, которые стоят перед многодетными семьями, а также одинокими матерями или отцами.

Оперативное управление — функция, которая требует принятия экстренных мер, поэтому осуществляется органами исполнительной власти. Ответственность возлагается на Министерства образования и науки, обороны и прочие, а также организации, которые им подведомственны.

Элементы системы социальной защиты населения

Основные элементы системы социальной защиты населения представлены на рисунке 3.

Элементы системы социальной защиты населения

Все элементы в совокупности составляют единую систему социальной защиты населения, организация управления которой осуществляется муниципальными органами власти на подконтрольных им территориях.

Более подробно каждую составляющую элементов системы социальной защиты населения рассмотрим ниже.

1. Социальное обеспечение. В законодательстве нашей страны в силу отсутствия закона о социальном обеспечении, ни в одном нормативно-правовом акте не отражено определение понятия «социальное обеспечение». В свою очередь, социальное обеспечение является инструментом социальной защиты населения, выраженной в предоставлении отдельным гражданам различных видов выплат и помощи. В состав социального обеспечения относят, в т.ч.: пенсии, пособия (по беременности и родам, по утрате трудоспособности, по потере кормильца и т.п.), а также иные пособия, предусмотренные законодательством к выплате в случае сложившейся с гражданином определенной ситуации, существенно ухудшающей его материальное и социальное положение в обществе. В то же время, стоит отметить тот факт, что возможность претендовать на меры социальной защиты населения в виде социального обеспечения не зависит от уровня доходов трудящегося, от фактического его официального трудоустройства, а также от участия гражданина в общественно – полезной деятельности.

2. Социальное страхование. Основным нормативно – правовым актом, регулирующим отношения в области социального страхования, является принятый еще в 1999 году и действующий по сегодняшний день федеральный закон № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования». В котором социальное страхование подразделяется на два вида: обязательное и добровольное. Социальное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на реагирования последствий изменения социального положения граждан.

3. Пенсионное страхование. Пенсионное страхование в своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), достигших пенсионного возраста, либо имеющих иные права на получение пенсии.

4. Государственное пенсионное обеспечение. В своем общем виде представляет систему созданных на уровне государства правовых, организационных и экономических мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат и вознаграждений), в связи с назначением им пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

5. Здравоохранение. Система мер, осуществляемая органами государственной власти, органами региональной власти и органами местного самоуправления, направленная на охрану здоровья граждан, путем организации различных мероприятий – организационного, экономического, правового, социального и иного характера.

Кроме того, следует отметить, что отдельные элементы, которые могут являться составными частями организации системы социальной защиты населения, содержаться и в других системах, регулирующих общественные отношения, таких как: культура, спорт, образование и т.п. В частности, косвенным воздействием на уровень социальной защиты отдельного гражданина, может выступать, предоставляемое ему на бесплатной основе место в общежитии учебного заведения или бесплатных часов занятия спортом в спортивном зале, бассейне и т.п. Примером организации социальной защиты населения, а именно одним из ее элементов, являлось предоставление малообеспеченным слоям населения возмещения за оплату питания ребенка в школе. С начала следующего учебного года, такая мера поддержки будет осуществляться по отношению ко всем ученикам начальных школ в нашей стране, в связи с чем, можно задаться вопросом о статусе такой меры поддержки. Ведь, если ее будут получать в т.ч. граждане не нуждающиеся в ее получении по критериям материальной составляющей, то можно ли будет назвать такую поддержку одним из элементов социальной защиты населения.

Помощник прокурора

Прокурорская деятельность направлена на контроль соблюдения закона на различных уровнях, а также на участие в судебных делах, представляя сторону обвинения, на проведение проверок по поступающим жалобам. Должность помощника – первая ступень по карьерной лестнице на пути к статусу прокурора.

Помощник берет на себя подготовительную часть работы с документацией, сбор информации, общение с гражданами, которые обращаются в прокуратуру с подачей жалоб, участвует в проведении следственных мероприятий, фигурирует в процессах расследований. Такой сотрудник должен обладать беспристрастностью в суждениях, неподкупностью и стрессоустойчивостью. Оклад на этой должности от 50 000 рублей.

Чтобы претендовать на эту должность, кандидат обязан иметь высшее юридическое образование (дистанционное обучение в случае с данной сферой деятельности не подойдет). Пройти программу подготовки по специальности «Правоохранительная деятельность» или «Юриспруденция» стоит от 70 000 за учебный год.

Управление в области социального обеспечения – классификация, законодательная основа, правовой статус

Координирование процесса социального обслуживания и защиты представляет собой один из важнейших аспектов в области социального обеспечения.

Определение 1

Управление – это осуществление деятельности, включающее контроль, координацию процессов, направленных на реализацию поставленных задач и выполнение установленных функций.

Управление социальным обеспечением состоит из двух составляющих – общего и оперативного управления.

Сам по себе процесс сформирован с учетом следующих организационно-правовых форм социального обеспечения:

  • обязательное социальное страхование;
  • социальное обеспечение отдельных категорий граждан за счет, выделяемых из государственного бюджета;
  • государственная социальная помощь.

Общее управление в области социального обеспечения на территории Российской Федерации реализуется с помощью Правительства РФ, представленного Государственной Думой, которая осуществляет единую государственную политику относительно соблюдения прав граждан в социальной сфере, регламентируемых Конституцией Российской Федерации, сфере здравоохранения, помогает в решении проблем семьи, материнства, детства.

Правительством России реализуется и контролируется деятельность министерств и органов исполнительной власти федерального уровня.

Оперативное управление органами социальной сферы обеспечивается денежными средствами, выделяемыми из государственного бюджета. Ответственность за оперативное управление возложена на государственные органы исполнительной власти, Министерство труда Российской Федерации, Министерство здравоохранения России, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство обороны, а также на государственные структуры, которые являются подведомственными.

Реализация функций оперативного управления социальным страхованием возложена на социальные не государственные внебюджетные фонды – Пенсионный Фонд России, Фонд Социального Страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Основная задача регламентируется законодательством и заключается в обеспечении прав застрахованных лиц по социальному страхованию в случае возникновения страхового случая. При этом стоит заметить, что Пенсионный Фонд России хоть и не входит в систему органов государственной исполнительной власти, но его правовой статус содержит в себе составляющие, которые аналогичны статусу государственных органов управления.

Пример 1

Деятельность фонда можно охарактеризовать специальной целью, задачами и функциями фондов, возложенными на них и закрепленными на уровне законодательства, которые направлены на финансирование социальных программ. Компетентность фонда определена совокупностью прав и обязанностей, а также предоставлением властных полномочий.

Фонд имеет право управлять государственной собственностью в пределах предоставленных ему прав; наделен полномочиями применения принудительного воздействия для исполнения правовых норм. Правовой статус Пенсионного Фонда России закреплен не в только в Положении о Пенсионном Фонде России, но гражданским законодательством, которым регламентируются требования как к юридическому лицу, которое было создано как государственное учреждение. Эти особенности распространяются и на Фонд социального страхования.

Как получить образование по выбранной профессии

Для абитуриента важно не только определиться со специализацией, но и выбрать место обучения. Получить профессию по специальности право и организация соцобеспечения можно в заведениях среднего профессионального образования – юридических колледжах

В зависимости от учебного заведения и личных предпочтений абитуриента можно выбирать следующие формы обучения:

  • очную (О);
  • дистанционную (Д);
  • заочную (З).

Стать учащимся колледжа можно после 9 или 11 класса. Данный аспект влияет на продолжительность учебы по специальности:

Время поступления

Срок обучения

Очное отделение

Заочное отделение

После 9 класса

2 года 10 месяцев

3 года 10 месяцев

После 11 класса

1 год 10 месяцев

2 года 10 месяцев

Исходя из выбранного заведения и времени подачи документов, определено несколько способов поступления. Зачисление может происходить:

  • по итогам ЕГЭ;
  • путем сдачи вступительных экзаменов;
  • посредством собеседования;
  • по результатам школьной аттестации.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.