Статья 43. каждый имеет право на образование

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Содержание права на образование.

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Для кого доступно повторное высшее образование

Согласно букве закона, второе образование доступно каждому гражданину России. Возрастные ограничения отсутствуют. Его можно получить параллельно с первым или последовательно, закончив бакалавриат/специалитет/магистратуру впервые.

От абитуриента достаточно документов, подтверждающих имеющийся уровень подготовки: среднее, среднее профессиональное, высшее. Вторичным обучением будет считаться случай, при котором студент поступает, будучи в статусе специалиста (дипломированного специалиста), магистра, бакалавра.

Какие возможны изменения в законе?

Перспективы введения права на бесплатную переподготовку обсуждаются законотворцами более 10 лет. Впервые полноценный проработанный проект об изменениях ФЗ-125 (регулировал 2-е высшее до 2013) подавался еще в 2008-м, но был отклонен.

Попытки перевести второе высшее в статус элемента цепочки непрерывного образования (что сформировало бы его бюджетную основу) проводились последний раз в 2016 г. Авторы проектов предлагали реализацию права бесплатного переобучения для всех, внедрение программ бюджетной подготовки для отдельных профессий (режиссура, дирижерство). Результатов пока нет.

Но надежду студентам терять рано. Высока вероятность, что скоро будет рассмотрен очередной проект образовательной реформы. Правда, предлагать он будет не только бесплатную учебу, но и санкции за попытки неправомерного бесплатного повторного обучения, предпринимаемые сегодняшними студентами (с сокрытием первого диплома).

Адрес поступления:

Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.

Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.

Контакты приемной комиссии:Телефон: +7 (495) 800 10 01

График работы приёмной комиссии:Пн — Пт: 08:30 — 22:10; Сб — Вс: 10:00 — 17:00;

Реализация

Средняя школа науки в Маниле, Манила, Филиппины

Международное право не защищает право на дошкольное образование, а в международных документах обычно не упоминается образование на этом уровне. Всеобщая декларация прав человека гласит , что каждый имеет право на образование, следовательно , право распространяется на все лицо, хотя дети считаются основными бенефициарами.

Права на образование разделены на три уровня:

  • Начальное (элементарное или фундаментальное) образование. Это обязательно и бесплатно для любого ребенка, независимо от его национальности, пола, места рождения или любой другой дискриминации. После ратификации Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах государства должны предоставить бесплатное начальное образование в течение двух лет.
  • Среднее (или начальное, техническое и профессиональное образование в ВДПЧ ) должно быть общедоступным.
  • На уровне университета образование должно предоставляться в соответствии с возможностями. То есть любой, кто соответствует необходимым стандартам образования, должен иметь возможность поступить в университет.

Как среднее, так и высшее образование должны быть доступны «всеми соответствующими средствами, в частности путем постепенного введения бесплатного образования».

Обязательное образование

Реализация права на образование на национальном уровне может быть достигнута посредством обязательного образования или, более конкретно, бесплатного обязательного начального образования, как указано как во Всеобщей декларации прав человека, так и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах .

Влияние приватизации на право на образование

Приватизация образования может оказать положительное влияние на некоторых социальных групп , в виде повышения доступности возможностей для обучения, более родительского выбора и более широкий спектр учебных программ . Однако это также может иметь негативные последствия в результате недостаточного или неадекватного мониторинга и регулирования со стороны государственных органов (школы без лицензий, наем неподготовленных учителей и отсутствие гарантии качества), что может привести к рискам для социальной сплоченности и солидарности. Особое беспокойство вызывает: «Маргинальные группы не могут получить большую часть положительных воздействий, а также несут непропорционально тяжелое бремя негативных воздействий приватизации». Кроме того, неконтролируемая плата, взимаемая частными поставщиками, может подорвать всеобщий доступ к образованию . В более общем плане это может отрицательно сказаться на реализации права на качественное образование и на реализации равных образовательных возможностей.

Дополнительное частное репетиторство, или «теневое образование», которое представляет собой один из конкретных аспектов приватизации образования, также растет во всем мире. Частное репетиторство, часто являющееся признаком плохо функционирующей школьной системы,, как и другие проявления частного образования, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для учащихся и их учителей. С одной стороны, обучение может быть адаптировано к потребностям более медленных учеников, а учителя могут дополнять их школьную зарплату. С другой стороны, плата за частное репетиторство может составлять значительную долю дохода домохозяйства , особенно среди бедных, и, следовательно, создавать неравенство в возможностях обучения. А тот факт, что некоторые учителя могут прилагать больше усилий к частному обучению и пренебрегать своими обычными обязанностями, может отрицательно сказаться на качестве преподавания и обучения в школе. Рост теневого образования, финансовые ресурсы, мобилизуемые отдельными лицами и семьями, а также опасения по поводу возможного неправомерного поведения учителей и коррупции побуждают некоторые министерства образования пытаться регулировать это явление.

Международно-правовая база

Конвенция о правах инвалидов

 государства-участники
 государства, которые подписали, но не ратифицировали
 государства, которые не подписали

Право на образование отражено в статье 26 Всеобщей декларации прав человека , которая гласит:

Право на образование было подтверждено в Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г. , Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. , Конвенции 1981 г. о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин , Конвенции 1989 г. ребенок и Конвенция о правах инвалидов 2006 года .

В Африке как Африканская хартия прав человека и народов 1981 г., так и Африканская хартия прав и благосостояния ребенка 1990 г. признают право на образование.

В статья 2 первого протокола от 20 марта 1952 г. к Европейской конвенции о правах человека гласит, что право на образование признается как право человека и понимается как право на образование. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах , право на образование включает право на бесплатное обязательное начальное образование для всех, обязательство развивать среднее образование, доступное для всех, в частности, путем постепенного введения бесплатного среднего образования, поскольку а также обязательство развивать равный доступ к высшему образованию, в частности, путем постепенного введения бесплатного высшего образования. Право на образование также включает обязанность предоставлять базовое образование лицам, не закончившим начальное образование. Помимо этих положений о доступе к образованию, право на образование включает в себя также обязательство устранять дискриминацию на всех уровнях образовательной системы, устанавливать минимальные стандарты и повышать качество. Европейский суд по правам человека в Страсбурге применил эту норму , например , в Бельгии лингвистического случае . Статья 10 Европейской социальной хартии гарантирует право на профессиональное образование .

Согласно конституции Индии в соответствии с 86-й поправкой к закону 2002 года, предоставляется право на бесплатное и обязательное образование до 6–14 лет.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу

Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке. 

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже. 

<<Форма семейного образования>>

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций

А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы. . Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией

Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

<<Форма курс 1-4>>

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Главные герои

Праву на образование нужны три основных участника:

  • Правительство: поставщик и / или финансовый партнер в государственном образовании.
  • Ребенок: главный бенефициар права на образование. Он должен пройти обязательное образование.
  • Родители ребенка: они первые воспитатели. Они могут свободно выбирать, какое образование предоставляется их детям, что является одним из столпов права на образование, хотя обязательства государства в области прав человека являются одним из них. Однако родители не имеют права отказывать своим детям в праве на образование, потому что этот выбор незаконен. Если существует конфликт между выбором родителей и наилучшими интересами ребенка, последний имеет преимущество. Чтобы не дать государству осуществлять монополию на образование ребенка и защитить плюрализм, свобода выбора образования принадлежит родителям.

Какую форму обучения выбрать

Следующие ориентиры помогут понять, какая форма обучения подойдёт вашему ребёнку:

  • Очное обучение подойдёт, если ребёнку нравится ходить в массовую школу, отсутствуют конфликты или претензии к образовательному процессу, вас устраивает качество обучения. 
  • Очно-заочное обучение подойдёт, если у ребёнка есть дополнительные занятия (например, профессиональный спорт или творческая карьера), и нужно больше свободного времени. 
  • Заочное обучение подойдёт, если вас устраивает школьная программа, но вы хотите, чтобы ребёнок осваивал её самостоятельно. 
  • Семейное обучение и самообразование подойдут, если вас не устраивает качество обучения в массовой школе, ребёнку не нравится туда ходить, у него есть дополнительные хобби (любительские или профессиональные), нужен индивидуальный подход или вы часто переезжаете. 

Право на образование как одно из конституционных прав человека

В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

4. В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

5. В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования.

Поиск Лекций

Можно ли получить второе высшее образование бесплатно

Второе высшее образование бесплатно

Совсем не хочется растягивать статью, поэтому сразу обратимся к законодательству, а конкретно к Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации». Нас интересует пункт 3 статьи 5, процитирую его:

Самое неприятное выделено жирным. Повторю своими словами, бесплатно можно получить высшее образование только один раз. Таким образом, прийти в приемную комиссию какого-то ВУЗа и подать документы на получение бесплатного второго высшего образования не получится. Вариант с тем, чтобы не показывать диплом о первом высшем образовании, а сказать, что у Вас есть только среднее образование я рассматривать не хочу, поскольку такие действия вызывают в памяти статью Уголовного Кодекса «Мошенничество».

В выделенной части статьи Федерального закона есть один интересный момент, конкретно слова «образование данного уровня» что это значит и как вообще понимать данный пункт закона? Для того, чтобы с этим разобраться, изучаем закон «Об образовании» далее и находим следующую информацию в пятом пункте статьи 10:

Здесь нас интересуют подпункты 2 и 3. Основываясь на них можно сделать вывод о том, что бакалавриат – это первый уровень образования, а вот магистратура и специалитет уже второй. Если вернуться к предыдущей цитате, то становится понятно, что речь идёт о том, что бесплатно можно получить образование в магистратуре после получения степени бакалавра. Но вторым высшим образованием это считаться не будет ни при каких условиях. Однако, Вы можете получить образование в магистратуре по совсем другому профилю, нежели получили во время обучения на бакалавриате. И хоть это не будет вторым высшим образованием, но у Вас будут знания, которые Вы получите в магистратуре.

А что делать специалистам? Что, они больше не смогут получать бесплатное образование? Не совсем так. Второе высшее образование бесплатно получить действительно не удастся ни в магистратуре, не при поступлении на первый курс бакалавриата, но остаётся возможность получать знания в магистратуре. Согласно п. 15, ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ может произойти следующее:

Кстати, в своё время при написании статьи магистратура – это второе высшее образование или нет я задавался вопросом «кому нужно такое обучение, которое не будет вторым высшим?» вот, видимо, нашел для кого это может быть нужно.

Если подвести промежуточный итог, то получается, что получать образование ничто не мешает, а вот получить второе высшее образование бесплатно не получится. Так что в следующем подпункте поговорим о том, кто может оплатить второе высшее образование.

II.2. Конституционные гарантии права на образование

Право на образование

Основные принципы государственной политики в области образования.

Гуманистический характер образования.

Общедоступность образования.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Автономность образовательных учреждений и государственный характер управления образованием.

Федеральная программа развития образования Российской Федерации.

Российское законодательство и реальная практика. Факторы фактической дискриминации в области образования: разные возможности получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны; различия в качестве получаемого образования вследствие нехватки учителей в отдаленных местностях и в сельских районах; различия в уровнях материально-технической оснащенности образовательных учреждений и квалификации учителей; ограниченные возможности каждого в получении качественного образования, в том числе и на родном языке.

Материальные гарантии права граждан на образование. Государственное финансирование образования. Последствия высокого уровня недофинансированное государственного и муниципального образования.

Доступность образовательных услуг

Рекомендуемая форма проведения занятия — беседа с элементами «мозгового штурма».

Разнообразие видов и форм получения образования. Доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения. Система общего образования. Учреждения начального и среднего профессионального образования. Специализированные учебно-воспитательные учреждения.

Виды учебных заведений, дающих получение высшее профессионального образования в Российской Федерации: университет, академия, институт, колледж. Диплом о высшем образовании государственного образца.

Негосударственные высшие учебные заведения. Лицензирование и аккредитация негосударственных вузов.

Послевузовское профессиональное образование с целью повышения уровня образования и квалификации. Получение ученой степени.

Общедоступность и бесплатность получения образования. Порядок возмещение затрат на обучение граждан в платных негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.

Дата добавления: 2017-12-16; просмотров: 333; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.