Актуальные проблемы российского образования

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Содержание

Как обойти проблемы некачественного образования?

Итак, с проблемами современного образования разобрались, но из этого всего выплывает вполне логичный вопрос – что делать? Как получить необходимые знания и умения, чтобы реализоваться в этой жизни? Вариантов на самом деле много, и я хочу посвятить этому отдельную статью. Сейчас лишь перечислю их кратким списком:

Обучение у профессионалов своего дела, которые имеют в этом опыт и могут им с вами поделиться. Устроиться на работу в перспективную компанию мелким сотрудником, постоянно наблюдать, как работают руководители и правление организации. Побыстрее начинать заниматься работой по выбранному направлению, набираться опыта, учиться на своих победах и ошибках. Искать статьи и видео выступления успешных людей, запоминать и пытаться применить все то, что они говорят

Побольше смотреть по сторонам, замечать, как работают другие люди и целые компании (к примеру, хотите стать маркетологом – обращайте внимание на рекламные объявления на улице и в интернете)

Послесловие…

Знаете, я не привык жаловать и ругать систему, ибо это ничего не изменит. Да, существуют достаточно обширные проблемы современного образования, но не нужно из-за этого опускать руки и ждать, пока кто-то что-то изменит.

Ну и естественно оставайтесь с нами на портале обучения и саморазвития, и вы найдете еще огромное количество конкретных советов по заработку и даже о создании своего бизнеса, например, советую ознакомиться с моей предыдущей статьей о лучших способах того, как можно заработать студенту свои первые деньги, а также советую прочесть о том, как можно быстро стать лидером и о важных этапах успеха, о бизнес мышлении и как правильно строить и организовать режим своего дня чтобы успевать сделать все необходимые дела.

Проблема 10. Внеурочная нагрузка

Современная общеобразовательная школа не выполняет воспитательной функции — только образовательную, но в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.  

Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, чаепитий и концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной.

Дети на семейном обучении отнюдь не страдают от отсутствия социализации. Напротив, свободного времени становится больше. Так, ученик «Домашней школы Фоксфорда» Степан Павловских с трёх лет занимался хореографией, тхэквондо и художкой. А когда пошёл в школу, про кружки пришлось практически забыть — не хватало времени.

‍Читать целиком интервью со Степаном Павловских →

«В “Домашней школе Фоксфорда” действительно хорошее расписание. Занятия начинаются в 10:00 или 11:00, в четверг и воскресенье полностью свободные дни, а в субботу всего один урок. Это позволило мне вернуться в художку, а также записаться на самбо и в бассейн. В планах ещё заняться каллиграфией и скорочтением».                                                                 

                                                                                       _________

Традиционная школьная система имеется массу проблем и недостатков и нуждается в реформировании. Это факт. Недаром разработан новый национальный проект «Образование», который планируется реализовать к 2024 году.

Избавиться от недостатков массовой школы можно уже сейчас. Закажите обратный звонок или заполните форму бесплатной консультации — специалист «Фоксфорда» свяжется с вами и проконсультирует по вопросам семейного и дистанционного обучения.

Последствия пандемии в образовании

Влияние пандемии на образование оказалось колоссальным. Оно затронуло все ступени обучения: дошкольное, школьное, профессионально-техническое и, конечно, систему высшего образования во всех странах. В значительной стпени нарушился учебный процесс. Эксперты обеспокоены, что последствия для образовательного процесса могут быть необратимыми. Давайте посмотрим, какие трудности возникли на каждой ступени обучения.

Обучение во время пандемии требует самостоятельности и ответственности

Последствия в дошкольном образовании

Дошкольное образование, несмотря на его необязательный характер во многих странах, всё же выполняет важные функции:

развивает у детей навыки социализации;
воспитывает детей, прививает им общественные нормы;
развивает творческие способности и навыки мышления;
обучает базовым знаниям;
подготавливает к обучению в школе;
обеспечивает полноценным уходом и горячим питанием, что особенно важно для слаборазвитых стран.

Дошкольное образование во время пандемии практически полностью прекратилось. В этой ситуации пострадали не только дети, но и родители, которым пришлось отказаться от работы и оставаться дома. Это значительно ухудшило экономическое положение многих семей.

Школьное образование в пандемию

Для ребёнка в начальных классах очень важно взаимодействие с учителем. Это позволяет поддерживать высокий уровень мотивации и вовлекать детей в образовательный процесс

Перевести школьное образование в период пандемии в онлайн-формат практически невозможно. Маленькие ученики ещё не способны самостоятельно изучать материал, концентрироваться и долго сидеть на одном месте. Всё это в будущем может привести к тому, что дети так и не смогут вернуться к учёбе.

Последствия для профессионально-технического образования в условиях пандемии

Влияние коронавируса на профессионально-техническое образование также довольно негативное. Ведь для того, чтобы молодые специалисты могли качественно выполнять свои обязанности, им необходимо проходить стажировки и получать практический опыт. Учащиеся данных специальностей не могут принимать участие в подобных программах, что закрывает им доступ к качественному образованию.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Влияние пандемии на высшее образование

В сравнении с другими ступенями, сфера высшего образования оказалась самой устойчивой к пандемии. Университеты сразу перевели обучение на дистанционный формат.

Однако не все вузы оказались готовы к такому переходу. Университеты в отсталых и развивающихся странах не смогли обеспечить нужное техническое оснащение и стабильный интернет, что значительно снизило качество учебного процесса.

Тем более, что далеко не все предметы действительно можно преподавать удалённо. Медицинские специализации, инженерное дело и другие прикладные области пока так и не нашли корректного решения, как снизить последствия для высшего образования в период коронавируса.

Изменения в сфере образования из-за пандемии могут иметь необратимый характер и привести к ситуации, когда целое поколение окажется вырванным из учебного процесса и больше не вернётся в образовательные учреждения. В будущем такой сценарий может привести к снижению общего уровня образования и падению экономических показателей.

Высшее образование как самоцель

Около 80% выпускников московских школ продолжают обучение в вузах. Но далеко не все из них имеют чёткое понимание, зачем им это надо. Большинство приходят в вуз, потому что на этом настояли родители. Преподаватели отмечают крайне низкую мотивацию студентов-первокурсников и тотальное нежелание погружаться в предмет обучения.

Что с этим делать?

Уже второй год в Москве пытаются популяризировать средне-профессиональное образование и избавиться от негативного имиджа колледжей. Удивительно, но такие востребованные и «денежные» профессии, как повар, ювелир, специалист гостиничного бизнеса, можно получить и в колледже.

Но это не единственное решение. Столичные школы всерьёз намерены перейти к концепции предпрофессионального обучения. Пока на базе школ открываются инженерные, медицинские и кадетские классы, а учащихся общеобразовательных классов приглашают на проект «Профессиональная среда», где можно получить рабочую специальность в свободное от учёбы время.

Нетрудно догадаться, что основной проблемой современного образования является недостаточное внимание к практической стороне обучения. Поэтому основные усилия направлены на развитие практических умений и навыков, формирование ответственного подхода к своим учебным обязанностям и развитие стремления самостоятельно решать задачи

Разработка новых образовательных программ

Необходимо перестроить школьные программы, чтобы лучше подготовить учащихся к жизни и работе в XXI веке.

Сегодняшний мир сильно отличается от того, что было 50 лет назад. И темпы изменений ускоряются

Школьная программа должна попытаться подготовить учащихся к этому значительно изменившемуся и быстро меняющемуся миру.

Однако многие элементы школьной программы остаются неизменными на протяжении десятилетий. Мы продолжаем представлять дисциплины в значительной степени изолированно друг от друга, делаем акцент на овладение большими объемами фактических и процедурных знаний и очень часто рассматриваем обучение как индивидуальную, а не коллективную деятельность.

Решение этой третьей проблемы требует существенного переосмысления школьной программы. Образовательные цели должны включать в себя придание большего приоритета навыкам и атрибутам, необходимым для жизни и работы в XXI веке, включая

  • навыки общения,
  • проектного мышления,
  • критического мышления,
  • использования информационных технологий,
  • работы в командах,
  • умения решать проблемы,
  • способности применять свои знания в сложном реальном мире.

Что мешает EdTech компаниям

Skillbox запускает первые программы высшего образования полностью в онлайн-формате. Но влияют ли онлайн-университеты на образовательную государственную систему в целом и что мешает EdTech компаниям?

Дмитрий Крутов: «Вузы нуждаются в данных и нашем опыте и так же, как и мы в них. Программы, которые мы запускаем — это попытка наладить коммуникацию. Есть очень много стереотипов с обеих сторон, но эти барьеры — человеческие. Чем больше совместных программ мы сделаем, тем будет меньше таких барьеров. Самая большая сложность — не конкурировать, а взаимодействовать.

Мы — платформы и государственные институции — учимся договариваться. Нам нужно правильно выстроить диалог, чтобы сформировать правильную коммуникацию для всего рынка образования».

Пандемия и образование в России

Влияние пандемии на образование в России так же велико, как и в других странах. Наше государство достаточно быстро отреагировало на внешнюю угрозу и ввело повсеместный локдаун. Это привело как к положительным, так и отрицательным последствиям.

В России давно практикуют дистанционное обучение

Позитивные последствия для системы образования в РФ

У дистанционного обучения в России долгая история. Особенно это характерно для университетов, которые быстро перестроились к новым условиям и перевели студентов в онлайн-формат.

Образование во время пандемии в России получило толчок, позволивший полноценно внедрить дистанционное обучение на всех уровнях обучения. Даже школы и профессиональные училища пересмотрели учебные программы и стали активно использовать новые методы.

Негативные воздействия пандемии на образование в РФ

Несмотря на позитивные стороны дистанционного образования, есть и существенные минусы, которые пока невозможно перевести в плюсы:

  1. Обучение в российских школах строится на тесной связи учителя и ученика. Без взаимодействия с педагогом многие предметы остаются просто непонятыми, у школьников теряется мотивация.
  2. Профессиональные учебные заведения готовят специалистов, которым нужна практика и технический опыт, а получить его методами дистанционного обучения пока невозможно.
  3. По словам эксперта Всемирного банка Тиграна Шмиса, образование в период пандемии в России в целом замедлилось. Это связано не только с невозможностью организовать полноценный учебный процесс, но и с резким экономическим спадом. В будущем такая остановка может привести к ухудшению состояния здоровья учащихся школ, их оттоку из учреждений образования и использованию детского труда.

В целом, образование в период пандемии в России, как и во всём мире, ощутило значительный спад. Исправить ситуацию можно с помощью следующих мер:

  • внедрять альтернативные методы обучения во всех учебных учреждениях;
  • находить нестандартные решения, которые смогут увеличить долю практических занятий;
  • следать всё возможное, чтобы вернуться к привычному офлайн-формату.

Теперь вы знаете, как пандемия влияет на образование в мире и в России и какие пути существуют для преодоления кризиса. Не забывайте, что право на обучение есть у каждого человека и реализуйте его по полной. А если будет нужна помощь в написании любого вида работ, смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Проблемы образования

Недостаточное финансирование представляет собой одну из базовых причин появления кризисных ситуаций, затрагивающих область образования. Не все положения законодательства в сфере образования нашли свое отражение в соответствующих нормативных правовых актах органов исполнительной власти.

Данный факт провоцирует возникновение сложностей в исполнении некоторых положений. Особо остро стоящая проблема образования в России заключается в отсутствии рабочих механизмов контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав каждого из субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования.

Получение надлежащего современного высокого уровня содержательной части общего образования, гуманизация, нацеленность на развитие личности, создание морально-нравственных ценностей, социальных норм и иных констант культуры можно определить как наиболее важные проблемы системы образования. Заметен факт нарушения единства образовательного пространства в области изучения русского языка как государственного. Разночтения федеральных и национально-региональных элементов стандартов гуманитарных дисциплин до сих пор можно наблюдать достаточно часто.

На сегодняшний день преемственность между этапами образования отсутствует. Большое количество разнообразных дисциплин в начальной школе является тем фактором, который дополнительно осложняет процесс обучения. На протяжении последних лет снижается число выпускников средней школы, способных сдать ЕГЭ при условии отсутствия какой-либо дополнительной подготовки вроде репетиторов. Говоря о малом финансировании, стоит упомянуть и о том, что многие образовательные учреждения не имеют возможности экономить, мобилизовать внутренние резервы, максимально применять имеющейся потенциал. Увеличение выпуска учебников для вариативных программ, зачастую с довольно низким качеством, происходит на фоне, когда многие школы не обеспечены учебниками базисного уровня. Содержание учебной литературы по-прежнему остается на низком уровне

Особое внимание стоит уделять содержанию учебников истории, обществознания, а также литературы. Данные дисциплины занимаются нравственно-эстетическим и гражданско-патриотическим воспитанием учеников

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

В ряде субъектов Российской Федерации появляются некоторые трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Российской Федерации. В целом по стране до сих пор существует проблема с кадровым обеспечением образовательных учреждений. Весьма заметен факт неуклонного старения педагогического состава образовательных учреждений всех типов и видов. Все печальнее выглядит ситуация с кадрами для различных образовательных учреждений, расположенных в селах, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке, а также в Сибири.

Растет число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Неуклонно растет количество детей с ограниченными возможностями и тех ребят, которые чувствуют необходимость в психолого-педагогической коррекционной работе. Существующее на данный момент число образовательных учреждений для таких детей является недостаточным для обеспечения того, чтобы пропала потребность в их содержании и обучении.

Главной проблемой можно назвать восстановление целостности систем обучения и воспитания, а ведь она была ценным достоянием советского образования

Важно понимание нравственных ориентиров нового поколения,создающих прочную духовную опору и настоящие жизненные ценности

Является нарушенным взаимодействие между высшими учебными заведениями и промышленностью, опытными и экспериментальными производствами. Данный факт спровоцировал снижение качества процесса обучения, первом делом свертыванием практической подготовки специалистов.

Низкая мотивация

Первая и основная проблема сегодняшней образовательной системы – школьникам просто скучно учиться. Безусловно, проблема не нова, но современные дети отличаются от нас с вами тем, что не обращают внимания на внешнюю мотивацию. Это значит, что оценки и похвала родителей становятся наименее важным фактором при формировании интереса к учёбе. 40% современных школьников назвали основным мотиватором личные социальные цели («Я хочу быть культурным и развитым», «Я знаю, кем я хочу работать и что для этого нужно»). *

Что с этим делать?

Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», говорит о положительной стороне этого процесса: «Учиться для школьника становится важно и модно, и школьники, приходя на урок, могут знать о предмете разговора не меньше, а то и больше учителя». Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки»

Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты

Другое дело, что ученики отказываются воспринимать информацию в том формате и темпе, в которой её дают учителя «старой закалки». Высидеть 45 минут однотонной лекции просто невозможно для ребёнка, привыкшего получать информацию мгновенно и переключаться между десятком задач сразу. Поэтому школе так или иначе приходится подстраиваться под новые стандарты.

Во-первых, изменяется структура урока. Раньше учитель сначала объяснял материал, и только затем давал задачу. А сегодня пробуют наоборот: сначала дают ребенку задачу, а когда он изрядно помучается над решением, дают ему нужную формулу или теорему. Полное обновление методических материалов и сценариев уроков должно произойти за ближайшие 3-5 лет.

Во-вторых, не стоит забывать о материально-техническом обеспечении: электронные дневники и учебники, интерактивные доски и парты – всё это призвано сделать школьную среду более понятной и интересной.

Пути решения проблем системы образования

Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Образовательные услуги

Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования, стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как «обучение» и «услуги» несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как «я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить» или «пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки» и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с «купленными» дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Основные проблемы современного образования!

Прежде чем приступить к описанию основных проблем современного образования, хочу оговорить, что все это касается в большей степени гуманитарных специальностей, а не технических. К примеру, современная система не в состоянии подготовить грамотных бизнесменов или юристов, но вот что касается физиков, химиков, рабочих и т.д., то особых проблем здесь нет.

  1. Первая проблема современной системы образования – это педагоги, точнее, их уровень подготовки. В подавляющем большинстве случаев учителя в школах и ВУЗах не имеют практического опыта в конкретном направлении, поэтому не способны дать учащимся реально-необходимых знаний.

Как пример, приведу сферу бизнеса. Редкий предприниматель бросит управление своей компанией и станет учить детей в учебном заведении. Что касается тех педагогов, которые преподают такие дисциплины как экономика, они ни разу в своей жизни не занимались бизнесом, даже не управляли людьми.

В подавляющем большинстве эти люди являются простыми потребителями и смотрят на мир именно с этой стороны, не задумываясь о выгоде для бизнесменов. Таким образом, хотя у преподавателя «на бумаге» и есть необходимый объем знаний, эта информация не является применимой на практике и полезной, по крайней мере, большая её часть.

В институте преподают мертвые книжные знания

Многие скажут, что ученый – это и есть специалист, что он всю свою жизнь посвятил изучению конкретного направления, но это не совсем так. Ученый изучал труды других ученых, изучал кучу заумных определений, классификаций, но не знаком с тем, как все это применяется на практике.

Если говорить за все тот же бизнес, то редкий ученый открыл свое дело и руководит своей компанией, как правило, он занимается научной работой, пишет книги и статьи, которые имеют мало чего общего с практикой. К примеру, о коррупции в современных государствах написано очень много, но вот я лично не видел ни одного практического совета о том, что же делать, если чиновник требует взятку у предпринимателя.

На самом деле, такие советы можно найти, но только не в научных трудах, соответственно те источники знаний, которые использует современная система образования, есть малоэффективными, если не сказать бесполезными.

Вы живете для себя или для государства?

3. В современной практике есть такое понятие как государственный заказ на конкретного рода специалистов

Другими словами, государство при написании программы обучения исходит из того, какие работники нужны именно ему, при этом не обращая внимание на интересы самих работников

К примеру, в моем городе нужны рабочие, бухгалтера, мелкий офисный планктон, а НЕ нужны юристы, экономисты и бизнесмены. Если сопоставить средний доход этих профессий, то окажется, что государству выгодно то, что НЕ выгодно нам. Пока правительство сохраняет за собой монополию на образование (учебную программу составляет именно держава), ни о каком успехе и состоятельной жизни выпускникам можно даже не думать.

Учиться слишком скучно

4. Пока что современная система образования не выработала достаточные методы мотивации учащихся, что сильно понижает эффективность обучения. Впрочем, это зависит не только от государства, но и от самих учеников. Тем не менее, факт остается фактом – подавляющему большинству людей учиться не интересно.

Сегодня не учат практическим знаниям

5. Наиболее важную причину и проблемы сегодняшнего образования я оставил напоследок. Заключается она в том, что в любом учебном заведении вам дают не практическую информацию, не те умения, которые можно применить в реальной жизни, а «сухую» теорию, которая сложно усваивается и есть абсолютно-бесполезной.

Вам не обязательно наизусть знать заумные определения, достаточно понимать их суть, не нужно зубрить сложные классификации, ведь при настоящей работе у вас не будет ни времени, ни необходимости что-то классифицировать.

Неумение применять знания на практике

Из первой проблемы логически следует вторая. Дети с трудом понимают, когда им необходимо применить свои знания на практическом материале. Особенно это касается сегодняшних первокурсников – «натасканные» на тестовые задания, они просто теряются, когда им ставят задачу написать научную или творческую работу.

Что с этим делать?

С 2013 года московские школы активно работают над изменением формата дополнительного образования. Теперь урок может проходить где угодно – в творческом кружке или спортивной секции, в музее, театре и даже в парке. Для урока даже не нужен учитель!

Всё чаще школьники в рамках школьного образования занимаются личными междисциплинарными проектами. Это может быть как конструирование робота-помощника, так и написание детской энциклопедии, и даже организация выборов в школьный совет. 

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.