Развод в исламе

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Обязательства жены и мужа

Брак в исламе строится на взаимном доверии, уважении и ответственности по отношению друг к другу. Для того чтобы помочь мусульманам построить и сохранить крепкий брак, в религии существует четкое разделения обязательств и прав между супругами.

Так, глава семьи обязуется полностью обеспечивать необходимые потребности жены такие как:

  • хороший и комфортный дом;
  • одежда;
  • питание;
  • другие необходимые потребности женщины и детей;
  • хорошее отношение и помощь ее родителям;
  • уважение ее мнения.

Муж полностью устраивает жизнь и обеспечивает потребности семьи, а жена со своей стороны следит за бытом, уютом внутри дома и за воспитанием детей.

В обязанности жены входит:

  • следить за порядком в доме;
  • воспитывать детей;
  • создавать уют и комфорт в семье;
  • поддерживать и уважать мужа;
  • не покидать дом без дозволения мужа;
  • не впускать домой неприятных для главы семейства людей.

Таким образом, обязанности по устройству семейного быта строго распределены между супругами.

У мусульман

По мусульманским обычаям для того, чтобы начать бракоразводный процесс, жена должна услышать от мужа слова, подтверждающие его намерение развестись: “я дал тебе развод”, “ты разведена”.

Так как исламское право нацелено на сохранение крепкой семьи, на расторжение брака даётся много времени и развод может проходить в три этапа. Два первых бракоразводных процесса могут быть не завершены, и семья остаётся в нетронутом состоянии.

Если же брак решаются расторгнуть и в третий раз, тогда уже супругов разводят окончательно. В целом удлиненная процедура бракоразводного процесса позволяет супругам обдумать свое решение и даёт время на примирение.

Важно! При получении развода со стороны мужа — для чего жене нужно услышать от мужа “ты разведена”, “я развелся с тобою” — женщине разрешено заново вступить в брак только после прошествия примерно трёх месяцев (3 менструальных цикла). За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод

За этот разводный период устанавливается ясность в возможной беременности от мужа, давшего развод.

Существуют и исключения:

  1. При разводе до вступления супругов в половые взаимоотношения женщине не нужно соблюдать разводный период (Св. Коран, 33:49). Уже при получении первого развода она имеет право уйти из дома. Муж может вернуть жену с ее согласия, если та не будет ещё замужем за другим мужчиной. При трехэтапном же бракоразводном процессе вернуть жену будет нельзя.
  2. Если жена забеременела, то окончательный развод наступит для нее только после родов вне зависимости от того, первый, второй или третий развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. При отсутствии критических дней (по причине пожилого возраста и др.) на разводный период выделяется 3 месяца ровно (Св. Коран, 65:4).

РАЗВОД В ИСЛАМЕ

Вопросам развода следует уделить особое внимание, потому что отсутствие знаний об этом может привести к действиям, прекращающим никях, даже если супруги сами не подозревают об этом и будут продолжать жить, совершая при этом большой грех

Развод бывает двух видов:

Однозначный – при этом муж произносит слово, имеющее одно значение не зависит от намерения. Пример: муж говорит жене: «Я разошелся с тобой» или «Ты разведена». В этом случае произошел развод независимо от того, какое намерение было у мужчины, в гневе говорил он это или в шутку.

А также считается разводом, если мужчина на вопрос: «Ты сейчас развелся со своей женой», ответит: «Да».

Смысловой – при этом муж произносит слово с намеком – зависит от намерения. Примеры: мужчина говорит своей жене: «Я не хочу тебя больше видеть» или «Ты мне больше не нужна»,  или «Выйди вон», «Уезжай» или «Ты свободна». Если у него было намерение развестись, то данные слова являются разводом, иначе не являются.

Свободный мужчина может развестись с женой не более трех раз. Трехкратный развод может производиться как в различное время,  так и одновременно. Если мужчина говорит жене: «Я развелся с тобой троекратно», или если он сказал: «ты разведена», и его намерение при этом было – что это троекратный развод. В этих случаях развод засчитывается как троекратный развод даже в её отсутствии.

После трехкратного развода, мужчина уже не может вновь жениться на бывшей жене, пока не произойдут следующие пять условий:

  1. Прошел срок её ‘идда после развода с бывшим мужем.
  2. Вышла замуж за другого мужчину.
  3. С новым мужем был совершен половой акт.
  4. Был развод со вторым мужем.
  5. Прошел ее срок ‘идда после развода со вторым мужем.

По этому вопросу все Исламские ученые имеют единогласное мнение. Если мужчина повторяет жене три раза подряд слова: «Ты разведена», причем с намерением, что подтверждает один развод, то это – один развод, иначе – троекратный.

Развод «с условием» также считается действительным. Например, если муж скажет жене: «Ты разведена, если пойдешь к соседке», то при выполнении условия, то есть когда  она пойдет к соседке, их брак нарушится. А если муж говорит жене: «Ты разведена», то этот развод не связан с какими-либо условиями.

Если муж все-таки хочет развестись, то необходимо  различать следующие три вида развода:

Развод по сунне – когда мужчина дает своей жене развод в чистом периоде,  в котором не был совершен половой акт.

Развод-бид‘ий (является грехом) – когда мужчина разводится с женой в период менструации или послеродовых выделений, или в чистом периоде, в котором совершил с ней половой акт.

Развод, который не является ни Сунной и ни бид‘ий:

— Если мужчина разводится с его женой, во время её беременности.

—   Если вообще не имел с ней половых отношений.

Примечание: если один из супругов отступил от Ислама, то их брак нарушается в том случаи между супругами еще ни разу не было полового акта. А также никах нарушается, если был половой акт, но вероотступник не вернулся в Ислам до истечения срока аль-‘идда.

Первая брачная ночь

Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.

Мустахабб для жениха в первую брачную ночь угощать свою жену сладостями и напитками, которые дозволены. Перед тем, как вступить со своей женой в интимные отношения, муж должен положить жене руку на лоб, произнести басмалу, а затем произнести дуа: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

После этого супруги должны совместно совершить намаз из двух ракаатов, читая «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.

Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.

Возраст вступления в брак для девушки и юноши

Относительно того, что женщина и мужчина, вступающие в брак и произносящие формулу никаха должны быть взрослыми (с арабского языка «балиг»), а также вменяемыми, сходятся во мнении представители всех мазхабов.

Женщина, являющаяся девственницей, без согласия своего попечителя, даже достигнув совершеннолетия, вступить в никах не может.

Иджма или консенсус всех ученых из всех мазхабов подразумевает, что наступление менструаций и возможности забеременеть и родить ребенка является достаточным для разрешения женщине вступить в брак, но возраст совершеннолетия различными мазхабами устанавливается разный, если менструации отсутствуют или у мальчиков отсутствуют поллюции.

Ханбалиты и шафииты считают, что совершеннолетие наступает в пятнадцать лет как для юношей, так и для девушек, а маликиты ставят в качестве совершеннолетия возраст в семнадцать лет. Ханафиты считают, что совершеннолетие – это восемнадцать лет, а джафариты для девочек ставят возрастом совершеннолетия девять лет, а для мальчиков – пятнадцать. Есть мнение некоторых современных ученых среди шиитов относительно того, что не стоит девушкам вступать в никах в таком раннем возрасте.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Муж является обладателем права на развод, он может воспользоваться этим правом в критических или чрезвычайных ситуациях. Это такие ситуации, как развод под влиянием выпитого алкоголя или данный в шутку, в состоянии болезни или под угрозой увечья или смерти.

Пошутил о разводе

Случай, когда развод сделан в шутку, сурово порицается Исламом, как и любое пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего Аллаха. Мусульманин должен быть рассудительным и серьезным в своей повседневной жизни, и если муж позволяет себе шутки в отношении вопросов религиозных, то это легкомысленное отношение к заповедям Аллаха, будет засчитано как пренебрежение самой к Исламу. Талак – религиозная заповедь, переданная через хадисы и аяты Корана, и если такое случилось, то такой развод ислам считает действительным. Пророк Мухаммад ﷺ сказал об этом: «Есть 3 вещи, которые серьезны и всерьез, и в шутку: заключение брака, развод и возвращение жены после развода с возвратом или талак ар-радж‘и».

Поскольку практика разводов в шутку – явление, имевшее место задолго до современного Ислама, Всевышним Аллахом был ниспослан аят, в котором сказано: «Не считайте знамения Аллаха шуткой» (2:231).

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Случай, когда развод сделан в пьяном виде, тоже Ислам считает действительным, поскольку для развода мужу достаточно сказать одно или несколько слов, а Всевышний Аллах не снимает с пьяного ответственности за его дела и поступки. Обращаясь к мусульманам, Всевышний Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, пока не станете понимать то, что говорите» (4:43). По словам Пророка Мухаммеда ﷺ, любой развод является действительным, «кроме развода несовершеннолетнего и умалишенного».

В случае с разводом, данным в состоянии алкогольного опьянения, важно учитывать то, как человек вошел в это состояние: если такое состояние наступило в результате потребления продуктов дозволенных и естественных, то ученые придерживаются мнения, что развод такого человека не будет считаться действительным. А если человек опьянел в результате употребления запретных продуктов, то его развод будут считать действительным

Такими продуктами считают водку, вино, пиво, виски, гашиш и прочие наркотики.

Развод данный по принуждению

Случай, когда развод сделан под угрозой увечья или смерти, будет считаться недействительным — такого мнения придерживается большинство ученых, поскольку человек не хочет делать этого, а его заставляют. Доказательством такого положения можно считать слова Всевышнего Аллаха Священной Книге Коран: «Гнев Аллаха падет на тех, кто отрекся от Аллаха, а раньше верил в Него, если только он не был принужден к отречению, но сохранял в сердце приверженность к вере. Гнев падет на того, кто раскрыл неверию сердце. Таким и уготовано великое наказание» (16:106). Муж, который под угрозой жизни или здоровью согласился на развод, может вернуться к своей супруге без каких-либо препятствий. Также доказательством этого, может служить хадис Пророка Мухаммеда ﷺ, в котором сказано: «Воистину, Аллах снял ответственность с моей уммы в случае ошибки, забывчивости и угрозы насилия».

Развод данный при смерти

Случай. Когда развод сделан в состоянии болезни, если муж находится в здравом уме, будет считаться действительным. Этот вопрос рождает также вопрос о том, может ли лишить наследства развод, который был дан в болезни. Если идда женщины не закончилась до того, как умрет муж, то она может получить наследство. Если же причина была лишить наследства жену, то такой развод не будет считаться действительным.

Что говорится о разводе в исламе?

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.

Виды мусульманских браков

Завадж, никах, урс – это брак, при котором жених выплачивает своей невесте махр, и жены, которые получили махр, между собой равны.

У некоторых мусульманских течений существует несколько видов брака:

  • временный брак, то есть такой, который заключается на определенный период времени. Этот вид никяха считают не действительным четыре суннитских мазхаба, временный брак является запрещенным в исламе. Шииты признают временный брак дозволеным.
  • полигамный брак, то есть такой, когда мужчина имеет несколько жен одновременно, но их число не должно превышать четыре. Разводясь с одной из своих четырех жен, мужчина может жениться еще раз, но не следует жениться, если у бывшей супруги еще не прошел период идды, а между ними существует право на возобновление брака, которое есть, если между ними не было трехкратного развода. Многоженство в исламе дозволяется и является более предпочтительным, чем моногамный брак.
  • фиктивный брак, то есть такой, когда мужчина, разведясь три раза женой — не имея право вернуть ее обратно по шариату, прибегает с ней осознанно к пути, когда его бывшая супруга выходит замуж за другого мужчину, вступив с ним в интимные отношения, а затем разводится с ним, чтобы снова выйти замуж за прежнего мужа. В таких ситуациях мусульмане вступают в фиктивные браки или никах тахлиль, чтобы в последствии развестись, но ислам запрещает подобный вид брака и это является грехом.

Окончательный развод (талак)

Мужчина может давать жене развод (талак) три раза. При этом, после первого и второго развода он может вернуть её до истечения срока ‘идда, сказав ей фразу: «Я тебя возвращаю», — или другую, с очевидным смыслом, либо же возврат жены засчитывается посредством совершения интимной близости.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

Примечательно, что для возвращения жены, срок ‘идда которой не истёк, её согласие не требуется.

Весь срок ‘идда женщина имеет право на проживание в доме мужа и на такое же содержание, как и прежде.

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ ​ۖ وَٱتَّقُواْ ٱللَّهَ رَبَّكُمْ ​ۖ لَا تُخْرِجُوهُنَّ مِن بُيُوتِهِنَّ وَلَا يَخْرُجْنَ إِلَّآ أَن يَأْتِينَ بِفَٰحِشَةٍ مُّبَيِّنَةٍ ​ۚ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ ​ۚ وَمَن يَتَعَدَّ حُدُودَ ٱللَّهِ فَقَدْ ظَلَمَ نَفْسَهُۥ

Если после первого или второго развода срок ‘идда истекает, и мужчина не возвращает женщину, то она считается окончательно разведённой, а бывший муж не имеет более перед ней каких-либо обязательств по содержанию.

ٱلطَّلَٰقُ مَرَّتَانِ ​ۖ فَإِمْسَاكٌ بِمَعْرُوفٍ أَوْ تَسْرِيحٌ بِإِحْسَٰنٍ ​ۗ وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا إِلَّآ أَن يَخَافَآ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ

В таком случае, если бывшие супруги всё-таки вновь захотят заключить никах, то они должны будут полностью заново совершить всю процедуру: согласие опекуна, махр, присутствие двух свидетелей.

После такого воссоединения, ранее данные разводы (талак) остаются в силе и «не сгорают».

Например: мужчина дал талак женщине, срок ‘идда вышел и она стала окончательно разведённой. Позже бывшие супруги решили заключить никах заново. Если мужчина, после повторного заключения никах, вновь даст талак жене, то это уже будет второй (а не первый!) по счету развод.

Третий же развод всегда является окончательным. Женщина считается разведённой сразу после третьего талака, и срок ‘идда выжидать не нужно. При этом мужчина уже не имеет права ни вернуть свою жену, ни даже заключить с ней никах заново.

فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا تَحِلُّ لَهُۥ مِن بَعْدُ حَتَّىٰ تَنكِحَ زَوْجًا غَيْرَهُۥ ​ۗ فَإِن طَلَّقَهَا فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَآ أَن يَتَرَاجَعَآ إِن ظَنَّآ أَن يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ ​ۗ وَتِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ يُبَيِّنُهَا لِقَوْمٍ يَعْلَمُونَ

Примечательно, что вновь делает возможным никах женщины с предыдущим мужем только такое её замужество, в котором она вступает с новым супругом в интимную близость. Наглядно это положение разъясняет следующие хадисы.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) к посланнику Аллаха ﷺ пришла жена Рифа‘а аль-Курази и сказала (ему):

«О посланник Аллаха, поистине, Рифа‘а окончательно развёлся со мной , и после этого я вышла замуж за ‘Абд ар-Рахмана бин аз-Зубайра аль-Курази, однако оказалось, что он бессилен». (На это) посланник Аллаха ﷺ сказал ей

لَعَلَّكِ تُرِيدِينَ أَنْ تَرْجِعِي إِلَى رِفَاعَةَ، لاَ، حَتَّى يَذُوقَ عُسَيْلَتَكِ وَتَذُوقِي عُسَيْلَتَهُ

Может быть, ты хочешь вернуться к Рифа‘а? Нет, (ты не можешь сделать этого,) пока не вступишь (с ‘Абд ар-Рахманом) в половую связь!» (Бухари 5260).

Передается от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах: 

Посланника Аллаха ﷺ спросили о человеке, который дал своей жене развод, после чего она вышла замуж за другого и тот уединился с ней, а потом дал ей развод, не вступив с ней в половые отношения: дозволяется ли первому мужу посвататься к ней вновь?

Пророк ﷺ сказал:

لَا تَحِلُّ لِلْأَوَّلِ حَتَّى تَذُوقَ عُسَيْلَةَ الْآخَرِ، وَيَذُوقَ عُسَيْلَتَهَا

Она не становится дозволенной для первого мужа, пока не познает сладость другого и он не познает её сладость»» (Абу Дауд 2309).

Важно отметить, что намеренное заключение временного никах с целью совершения интимной близости с женщиной, а затем развода с ней и последующего её возврата к предыдущему мужу, является тяжким грехом и игрой с религией. Посланник Аллаха ﷺ сказал:

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

لعن الله المحل والمحلل له

Аллах проклял того, кто делает разведённую женщину дозволенной для своего бывшего мужа и того, для кого он делает дозволенной (его бывшую жену)!» (Ибн Маджа 1936, Хаким 2/198, Байхакы 8/207).

Первая брачная ночь

Первая брачная ночь – это не просто вступление супругов в интимные отношения: это особый ритуал со своими правилами и предписаниями.

Мустахабб для жениха в первую брачную ночь угощать свою жену сладостями и напитками, которые дозволены. Перед тем, как вступить со своей женой в интимные отношения, муж должен положить жене руку на лоб, произнести басмалу, а затем произнести дуа: «О Аллах! Воистину, я прошу у Тебя от неё добра и всего доброго, чем Ты её одарил! И прибегаю к Тебе от её зла и от всего злого, чем Ты её наделил».

После этого супруги должны совместно совершить намаз из двух ракаатов, читая «О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и её (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму!».

Когда жена является девственницей, то есть не была замужем до этого, то мужу, если у него есть другие жены, следует провести с ней семь ночей после заключения никаха, но если жена до этого уже была в браке, то муж должен провести с ней три ночи.

Обычай демонстрировать доказательство того, что супруга была девственницей, существует у некоторых исламских народов, но это не относится к исламскому этикету и является запрещенным в шариате.

Вторая жена в исламе

В исламе можно иметь несколько жен, до четырех. В религиозных, исторических источниках нет прямых указаний или ограничений. Никак не разъясняется, что может служить причиной того, что у мужчины появляется вторая и третья жена. Кроме того, нет и обязательных условий, без соблюдения которых можно было бы запретить заключение следующих браков.

Иными словами, мужчина самостоятельно принимает решение о заключении следующих браков. И только он отвечает за свои поступки

При этом он обязан быть справедливым и заботливым мужем, уделять каждой женщине равное внимание. Запрещено кого-то выделять, причиняя ущерб другим женам

Здесь подразумевается, что муж берет на себя финансовую ответственность за жен, а также за детей, которые будут появляться после заключения браков.

Источники указывают следующее: если мусульманин не может быть полностью уверен в своей справедливости, в том, что он справится с обязательствами, ему лучше все-таки воздержаться от брака.

Женщины воспринимают такое право мужчины неоднозначно. Зачастую возникает ревность, нежелание, открытое или замаскированное, мириться с наличием или появлением других жен. Женщина может знать заранее о том, что она не будет единственной женой. В иных случаях об этом предстоит узнать уже в браке, например, спустя несколько лет совместной жизни.

Имамы советуют следующее: если возникают проблемы, мужчина начинает ущемлять права жены, выделяет только одну жену, пренебрегает другими, не способен проявить заботу, об этом необходимо сообщить. Имам поможет разобраться с проблемой, даст совет, напутствие.

Есть еще один важный момент. Глава семьи в мусульманском браке – мужчина. Только он принимает решение о повторном никахе. Ему не нужно разрешение первой жены, чтобы завести вторую. Авторитет мужчины имеет определяющее значение, его решение не подлежит обсуждению или оспариванию.

Нередко женщины не в состоянии принять перемены, привыкнуть к новому составу семьи и своему статусу. Но мужчина не обязан иметь только одну жену. Если он видит необходимость в повторном никахе, то он его заключит.

Жены никак не могут повлиять на происходящее, если все их права соблюдаются: они имеют право на равную заботу, внимание со стороны мужа. Если супруга категорически не согласна с тем, что появилась вторая жена, она имеет условное право развестись, покинуть мужа

При категорическом неприятии многоженства мужа это будет единственной возможностью изменить ситуацию.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса | Женщины, 130 аят).

Расторжение брака или талак в Исламе разрешен, в аятах Священной Книги Коран и в хадисах дается разъяснение порядка совершения развода по Шариату. Однако дозволенность развода не означает, что развестись можно просто и легко в любую минуту.

Мусульмане понимают, что талак – это самое крайнее средство для решения семейных проблем, и Пророк Мухаммад ﷺ назвал талак самым неприятным для Всевышнего Аллаха из дозволенного, однако этот хадис считается слабым.

Условия развода у мусульман

Ислам занимает усредненную позицию в отношении к разводу в сравнении с христианским и иудейским законами. Брак, по Исламу, является священным и не может быть расторгнут без основательных причин. Супругов наставляют употребить все возможные средства для сохранения брака, если появляется опасность его распада. Развод не отвергается, если нет другого выхода.
Как последнее средство, Ислам признает развод, но он предупреждается всеми возможными способами. Ислам признает право обоих супругов прекратить их супружеские отношения. Ислам дает мужу право для совершения талак (развод), более того, в отличие от Иудаизма, наделяет жену правом расторжения брака путем процедуры, которая известна под названием кула. Развод у мусульман — это разрыв супружеских взаимоотношений, выраженный словесно, или письменно, или знаком.

Суть развода у мусульман заключается в том, что он порицаем, так как из-за него утрачиваются достоинства брака, распадается семья. Однако, учитывая то, что иногда развод неизбежен, так как брак причиняет страдания одному из супругов, либо по другой причине, Аллах проявил милость к рабам Своим и разрешил развод, не связывая его с какими-либо наказаниями. Если мужчина не любит жену и не может продолжать супружеские отношения с ней, то он вправе дать ей развод. Однако при этом должны быть соблюдены следующие условия:
1. Нельзя давать мусульманке развод в период ее менструального цикла. Если мужчина разведется с женщиной в период, когда у нее менструации, то он нарушает запрет. Развод в этом случае признается недействительным, а она должна оставаться в доме мужа до окончания менструаций. После этого, ей дается развод, если муж желает его осуществить. После завершения второго цикла менструаций муж может ее оставить или дать ей развод. 2. Если муж вступал с женой интимные отношения после завершения цикла, то давать ей развода нельзя до тех пор, пока не выяснится: забеременела она или нет. Если муж вступал в интимные отношения с женой после завершения менструаций и вознамерился дать ей развод, то с разводом он должен подождать до завершения нового цикла менструаций, как бы долго они ни длились. После этого он, не вступая в интимные отношения, может дать ей развод. При этом не имеет значения, забеременела она или нет. Сказал Всевышний Аллах: О Пророк! Когда разводитесь вы с женами, то разводитесь с ними в установленный для них срок, и отсчитывайте срок…(Сура Развод, 65:1) Сказал Ибн Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими): «Не давайте ей развода, когда у нее менструации, либо когда вы имели с нею половые сношения после завершения менструаций. Дайте развод, когда у нее менструации завершатся». Нельзя заявлять о разводе сразу более одного раза. Например говорить: «Ты — разведена два раза», или: «Ты — разведена три раза», или: «Ты — разведена, ты — разведена, ты — разведена». Повторять трижды «Ты — разведена» запрещено в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал о человеке, объявившем развод трижды: «Разве можно играть Писанием Аллаха в то время, как я нахожусь среди вас». Многие не знают предписаний, касающихся развода, и разводятся, когда им вздумается, не обращая внимания на то, когда и сколько раз это допустимо. Раб Аллаха должен придерживаться границ, установленных Аллахом, и не переходить их. Всевышний Аллах сказал: «Кто переходит границы Аллаха, тот обидел самого себя». (Сура «Развод», 65:1) Он также сказал: «А если кто переступает границы Аллаха, тот — неправедный». (Сура «Корова», 2:229)

– Совет вступающим в брак.

– Прежде всего, осознать свою ответственность, а не подходить к этому вопросу поверхностно. Также необходимо определить приоритеты, то есть то, что будет самым важным в их семье. Бывает так, что до свадьбы молодые люди говорят одно, а после свадьбы совсем другое. Также не стоит поспешно давать каких-либо обещаний друг другу, которые  впоследствии могут стать неосуществимыми. И самое главное, не стоит уж слишком очаровываться друг другом, нужно просто осознать свои чувства и быть готовым к различным поворотам. Подмечено, что чем сильнее страсть (не любовь), тем недолговечней брак.

Основные правила развода по шариату

Согласно исламской вере, для Аллаха нет ничего радостнее, чем, когда его рабы – верующие — живут в любви, мире и согласии.

Поэтому адептам данной религии предписывается стойко переносить все разногласия и трудности, возникающие внутри семьи.

А когда конфликты развиваются до состояния, при котором возможен развод, супруги и их близкие обязаны сделать все от них зависящее, чтобы прийти к примирению и не допустить расторжения брака.

Поэтому в исламе существует ряд правил, которые предписывается соблюсти при разводе. К каждой из сторон должны быть представлены судьи – доверенные лица супруга и супруги. Их задача – разобраться в конфликте и найти способ для примирения.

Однако, естественно, не всегда имеются возможности для нормализации отношений. Если в семье ситуация именно такова, мужчина имеет право развестись с женщиной – совершить талак. Он может быть выражен как в устной, так и письменной форме.

Вне зависимости от того, каким образом талак был выражен, мужчина обязан соблюдать период ожидания, который называется идда.

Его срок равняется 3 месяцам. На протяжении него мужчина и женщина не должны вступать друг с другом в интимные отношения даже в том случае, если в это время они живут в одном доме (хотя подобное запрещается, но по факту соблюдается не всегда).

Интересно то, что мужчина должен сказать талак трижды, при этом не разом, а с определенным временным промежутком – 1 раз за 1 период менструации женщины, то есть фактически – месяц. Также не считаются случаи, когда супруг сообщает о намерении развестись, когда у его супруги месячные.

В исламе у женщины тоже есть право развестись, но только если на то есть определенные основания. Подобный процесс называется хуль. При этом супруга обязана вернуть махр – ценный свадебный подарок. В случае с талаком он остается у жены. При этом, если к моменту развода махр еще не был полностью передан, мужчина обязан его предоставить в полном объеме.

По инициативе супруги развод может быть выполнен только в том случае, если на ее муже находится какая-то тяжелая вина.

Для достижения поставленной цели ей необходимо обратиться к судье и представить ему доказательства, достаточные для убеждения в достоверности приведенных доводов.

При этом уважительной причиной может являться исключительно то, что противоречит моральным правилам, установленным в исламской культуре.

Например, в качестве нее может выступать отречение от религии. Что касается случаев супружеских измен (Лиан), здесь жертва тоже обязана доказывать соответствующий факт. В качестве этого обычно используются показания четырех людей, которые не имеют своей заинтересованности в разводе супругов.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.