Социальные права человека

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Формы

Материальная защита граждан населения состоит из 3-х основных форм, социального:

  • обеспечения;
  • страхования;
  • помощи.

А соц. обеспечение всего лишь одна из форм государственной поддержки, организованной государством для выравнивания финансового неравенства среди разных категорий граждан.

Но для назначения помощи должен наступить определенный юридический факт, утвержденный законом:

  • рождение ребенка;
  • пенсионный возраст;
  • потеря здоровья или кормильца;
  • отсутствие работы;
  • заболевание.

Когда нетрудоспособность или другая ситуация доказана документально, что человек не способен себя содержать ему предоставляют:

  • денежные выплаты;
  • натуральные блага;
  • услуги в доме интернате, хосписе, любом социальном заведении, соответствующем случаю для содержания в нем – старость, сиротство, не излечимая болезнь.

Социальные услуги могут быть предоставлены вместо денег или как дополнение к выплатам.

Государственная помощь

В государственном бюджете каждый год устанавливаются нормы расходов на соц. обеспечение в виде:

  • доступного здравоохранения, образования;
  • пенсионного содержания;
  • соц. обслуживания с предоставлением услуг;
  • льготных программ по санаторно-курортному лечению;
  • разработки мер для сокращения социального неравенства;
  • материальной или натуральной помощи многодетным семьям, к примеру, заселение в квартиры из государственного фонда.

Государственная помощь может относиться к социально обеспечительной поддержке. Сюда относится:

  • назначение пособий, льгот, компенсаций;
  • предоставление медицинских услуг за счет средств ОМС;
  • покупка нуждающимся одежды, обуви, продуктов питания.

Важно! Социальное содержание состоит из выплаты пенсий и обслуживания граждан в стационарных заведениях.

Социальное страхование

Компенсацией последствий, нанесенных социальными рисками, связанных с утратой способности трудиться и как следствие доходов, этим занимается социальное страхование. Основой ФСС служат страховые перечисления от работодателей на наемный персонал.

Поэтому страхование распространяется только на работников, которые платят страховые взносы. Существует разделение в системе. Это обязательный соцстрах, который поддерживается бюджетом государства и как дополнение к нему – добровольный, созданный за счет коллективных фондов.

Социальная помощь

Гражданам, которые не имеют или не могут иметь источника средств к существованию, оказывается соц. помощь адресного характера. Для получения материальной поддержки нужно предоставить документальные доказательства, что деньги действительно нужны.

Факты проверяют и назначают:

  • денежное пособие;
  • горячее питание;
  • бесплатное получение лекарств.

Для получения соц. помощи людям не нужно платить предварительных взносов. Подобную поддержку обеспечивают специальные программы, финансируемые правительственным бюджетом. Предоставление обязательного благодеяния осуществляют, чтобы устранить последствия от различных рисков.

Дополнительное участие оказывают:

  • общественные организации;
  • благотворительные фонды;
  • добровольные взносы от разных по статусу лиц.

Материальное содействие может быть выражено социальными льготами:

  • компенсационного характера, когда создают равные условия субъектам, имеющим неравные возможности – инвалидам, сиротам.
  • стимулирующей формы, которые побуждают изменить положение.

Внимание! Какой бы ни была социальная помощь, она снижает уровень финансового краха, дает уверенность, что все изменится в лучшую сторону.

функции

Социальный контроль

В обществе его члены, как правило, имеют разные социальные ценности, разные интересы и разное поведение

Крайне важно контролировать такое поведение, прививая и применяя приемлемые социальные нормы среди членов общества или сообщества

Существует два типа социального контроля: формальный и неформальный. Закон является одним из механизмов формального общественного контроля. Это очень специализированная альтернатива социального контроля в политически организованном развитом обществе. Закон играет важную роль в социальном контроле двумя способами:

— Закон детально устанавливает правила и положения, которые важны для общества, и наказывает за поведение, отклоняющееся от нормы..

— Правовая система применяет эти правила общественного контроля. Например, полиция арестовывает воров, преследует прокуроров тех, кто нарушает закон, приговоры суда и охранники следят в тюрьме.

Разрешение конфликтов

Жизнь в обществе связана с конфликтами и спорами; Это неизбежно, это часть общественной жизни. Когда вы живете в обществе, возникают проблемы. Разногласия будут разрешены с помощью соответствующего социального законодательства или судебного разбирательства, если это необходимо.  

Социальные изменения

Социальное право должно быть инструментом, который продвигает и продвигает социальные изменения. Закон позволяет нам добиваться преднамеренных, запланированных и направленных социальных изменений. Он обладает необходимой гибкостью, которая позволяет ему без проблем адаптироваться к различным социальным условиям.

Если бы социальное право и закон в целом были жесткими и неизменными, быстрая реакция на изменения была бы невозможна. Без этого быстрого реагирования на изменения между людьми возникают обиды и недовольство, и они могут даже привести к насилию.

Основные современные критерии социального обеспечения

К основным признакам, по которым обеспечение можно назвать социальным, относятся:

• Источники финансирования. Социальное обеспечение должно предоставляться за счет специальных фондов, образуемых государством. В настоящее время финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных внебюджетных фондов: социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Государственного фонда занятости населения РФ, а также средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения.

• Круг лиц, подлежащих обеспечению. На сегодняшний день таковыми являются: нетрудоспособные (по старости, инвалидности, выслуге лет); лица, потерявшие кормильца; беременные женщины; дети; семьи, имеющие детей; безработные; лица, имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев; ветераны войны и труда; лица, пострадавшие от воздействия радиации; лица, награжденные орденами боевой и трудовой славы; Герои Советского Союза и России; жители блокадного Ленинграда; лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда»; бывшие узники концлагерей, гетто; лица, подвергшиеся репрессиям и впоследствии реабилитированные. Круг этих лиц устанавливается применительно к конкретным видам обеспечения.

• Условия предоставления обеспечения. Право на тот или иной вид обеспечения устанавливается для определенных групп из вышеперечисленных граждан только при наступлении соответствующих обстоятельств, указанных в законе (достижение определенного возраста, инвалидность, смерть, рождение гражданина и т. д.).

• Цель предоставления обеспечения. Сегодня финансирование социального обеспечения происходит за счет специальных фондов, средств государственного бюджета, республиканского и территориальных фондов социальной поддержки населения. Предоставляя гражданам тот или иной вид обеспечения, государство преследует определенные цели. Их можно условно подразделить на ближайшие, промежуточные, конечные.

Классификация источников права социального обеспечения

Основания классификации:

по степени их важности и субординации, т.е. по юридической силе: законы; подзаконные акты

по сфере их действия: федеральные; субъектов РФ (областные, краевые); отраслевые; муниципальные; локальные.
по органам, принявшим нормативный акт;
по форме акта: законы; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; постановления, разъяснения Минтруда РФ, Миграционной службы и др.
по правовым институтам.

По степени важности и субординации

Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным (представительным) органом власти РФ и ее субъектов. По Конституции РФ вопросы регулирования отношений в области социального обеспечения относятся к совместной компетенции РФ и ее субъектов (п. « ж» ч. 1 ст. 72).

Законы делятся на конститутивные, кодифицированные и текущие.

Основной закон РФ — это Конституция Российской Федерации.

Текущие законы касаются отдельных институтов права социального обеспечения.

По сфере действия

Источники права социального обеспечения по сфере действия делятся на федеральные, субъектов РФ (областные, краевые), отраслевые, муниципальные и локальные.

Разновидностью классификации по сфере действия является круг лиц, на которых распространяются отдельные нормы законодательства о социальном обеспечении. Здесь следует иметь в виду, что дифференциацию в праве социального обеспечения можно проводить в зависимости от объективных производственных факторов, природно-климатических условий либо с учетом субъективных особенностей (например, женщины, инвалиды, дети, престарелые).

Отрасли и институты в системе права

Одним из важнейших признаков права является системность. Смысл данного понятия заключается в том, что все правовые нормы должны быть упорядочены и систематизированы, а любые противоречия между ними – исключены. Система права имеет чёткую вертикальную структуру, включающую три уровня: отрасли, институты и нормы. Рассмотрим каждый уровень подробнее.

1. Отрасли права

Отраслью права называют совокупность правовых норм, направленных на регулирование отдельно взятой сферы общественных отношений.

Основные отрасли права:

  • трудовое право – правовые нормы, регламентирующие трудовые отношения, устанавливающие взаимные права и обязанности работника и работодателя, а также предусматривающие правовые последствия, наступающие в случае нарушения этих норм одной из сторон;
  • административное – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения;
  • конституционное – свод законов, определяющих государственный строй, структуру государства, права и обязанности граждан;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения;
  • семейное – отрасль, определяющая формальные требования к семейным взаимоотношениям (заключение и расторжение брака, взаимные обязательства людей, вступающих в брак);
  • избирательное – отрасль, регламентирующая право граждан избирать и избираться в различные органы власти;
  • гражданское – совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между гражданами и организациями;
  • налоговое – регулирование отношений между участниками налоговых правоотношений (плательщики налогов, налоговые агенты, банки, органы налоговой службы);
  • уголовное – отрасль права, устанавливающая ответственность за совершение уголовных преступлений и регулирующая отношения, возникающие в результате преступных деяний.

2. Институты права

Правовой институт – это обособившаяся группа взаимосвязанных юридических норм. Как и отрасль, институт представляет собой группу правовых норм, но менее обширную. Большинство институтов можно рассматривать как подкатегории отраслей. Например, в гражданском праве присутствуют следующие институты:

  1. Институт наследования (переход имущества, прав и обязательств от умершего человека к наследникам).
  2. Институт дарения (безвозмездная передача имущества, прав или иных благ другому лицу).
  3. Институт залога (способ гарантировать исполнение обязательств за счёт материальной собственности, которая может быть отчуждена в случае нарушения соглашения).
  4. Институт купли-продажи (передача товара в собственность другой стороне за определённую денежную сумму).

3. Нормы права

Нормой права называется формально определённое правило поведения, соблюдать которое обязаны все граждане и организации на территории государства. Нормы права регламентируют отношения в рамках каждого из правовых институтов. Например, в случае наследования, они устанавливают очередность, в которой наследники могут претендовать на наследство.

Правовая норма состоит из трёх элементов:

  1. Гипотеза. Это некая совокупность обстоятельств, при которых применяется правовая норма, возникают, меняются или прекращаются правовые отношения, регулируемые этой нормой.
  2. Диспозиция. Это совокупность действий, которые нужно выполнить, или обстоятельств, которые необходимо обеспечить (права, обязанности, запреты и прочее).
  3. Санкция. Это мера, предпринимаемая в случае нарушения требований правовой нормы для наказания нарушителя и возмещения убытков пострадавшему.

Санкции применяются не только с целью наказания. Чтобы избежать правонарушения, могут применяться предупредительные санкции (например, задержание подозреваемого или ограничение некоторых его прав). Существуют также санкции ничтожности (например, при определённых обстоятельствах сделка может быть признана недействительной, чтобы снять обременяющие обязательства с одной из сторон).

Про обязанности

Необходимое условие реализации прав и свобод – это исполнение юридического долга. В основном законе указывается только ограниченный круг обязанностей. Что же под ними подразумевается? Под юридической обязанностью понимают социальную необходимость определенного поведения человека, которое устанавливается государством. Согласно Конституции, к ним относятся:

  1. Соблюдение нормативно-законодательной базы.
  2. Уплата установленных налогов и сборов.
  3. Сохранение природы и окружающей сред, бережное отношение к природным богатствам.
  4. Забота о детях, а также о нетрудоспособных родителях.
  5. Получить основное среднее (общее) образование.
  6. Защита Отечества.
  7. Забота о сохранении культурного и исторического наследия, хранить памятники истории и культуры.

В полном объеме правами и обязанностями можно пользоваться с восемнадцати лет.

Дифференциация условий, определяющих право на социальное обеспечение

Система общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, является сложной и многообразной. Социальное обеспечение не может игнорировать такие факторы, как пол, возраст, условия прошлого труда, состояние здоровья и прочие обстоятельства, влияющие на трудоспособность и во многих случаях приводящие к утрате источника средств существования. Они непосредственно отражаются в содержании конкретных институтов и норм, обусловливают их дифференциацию. Критерии дифференциации могут не иметь никакой связи с субъектом отношений, т.е. носить объективный характер: природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия прошлого труда, либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например, физиологических особенностей и состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Нормы, освобождающие от исполнения части материальных обязанностей или устанавливающие дополнительные права для отдельных категорий населения, либо для лиц, имеющих особые заслуги перед государством, являются специальными нормами (льготами). В юридической литературе льготы обычно рассматривают как исключение из общих правил, отклонение от единых требований, способ юридической дифференциации либо в качестве средства наиболее полного удовлетворения потребностей субъектов-получателей.

С помощью льгот физические лица, являющиеся субъектами права социального обеспечения, получают дополнительные права или освобождаются от исполнения части обязанностей (например, бесплатный проезд на городском транспорте, бесплатная выдача лекарств и т.п.).

Льготы можно классифицировать по:

  • субъектам (пенсионеры, инвалиды, Герои СССР и РФ, ликвидаторы аварии на ЧАЭС и пр.);
  • содержанию (досрочная трудовая пенсия, 50% оплата жилья и коммунальных услуг, внеочередная установка телефона и др.);
  • источникам финансирования (страховые взносы, бюджеты различных уровней) и другим признакам.

Дифференциация объективно необходима в целях выравнивания материального положения различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества. Однако дифференциация не должна быть чрезмерной, не должна возлагать на систему социального обеспечения слишком большую финансовую нагрузку.

Вместе с тем, досрочное пенсионное обеспечение должно быть сохранено для работников тех отраслей экономики, в которых улучшение условий труда невозможно по объективным причинам. В дальнейшем дифференциация пенсионного обеспечения в связи с условиями труда будет осуществляться с помощью профессионального пенсионного страхования, законопроект о котором находится в стадии разработки.

Условия предоставления социальной помощи дифференцируются в зависимости от среднедушевого дохода, возраста, состояния здоровья и других факторов.

В 2004 г. на основе мониторинга системы льгот произведено их упорядочение. Вместо предоставления льгот в натуральной форме правительство осуществило их монетизацию. Основным направлением оказания социальной помощи инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», и некоторым другим категориям населения становится предоставление набора социальных услуг. При этом разрешено заменять набор социальных услуг денежной компенсацией установленного размера по заявлению получателя.

Финансирование большинства прежних льгот и введение новых передано на уровень субъектов РФ и муниципальных образований (ФЗ от 22.08.2004 г. № 122).

Правовая семья

Правовой семьёй называется совокупность взаимосвязанных правовых систем, связь которых обусловлена общими источниками права, схожей структурой и историческим путём их формирования. Рассмотрим основные правовые семьи, которые принято выделять в современном правоведении.

1. Романо-германская (континентальное право)

Данная семья сегодня является одной из самых распространённых. Её используют все государства континентальной Европы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что правовые системы многих азиатских стран испытали её влияние.

Основные особенности романо-германского права:

  • в её основе лежит римское право – правовая система, которая возникла и развивалась в Древнем Риме;
  • основным источником права является нормативно-правовой акт, для которого строго определёны порядок принятия и юридическая сила;
  • четкое разделение по отраслям, которые условно можно объединить в две группы: частное право (семейное, трудовое и прочее) и публичное (административное, уголовное).

2. Англо-саксонская (семья общего права)

Эта семья включает правовые системы Великобритании и Ирландии, а также США, Австралии, Канады и некоторых других бывших британских колоний.

Характерные особенности англо-саксонского права:

  • основными источниками права являются правовой прецедент и правовой обычай, подтверждённый прецедентом;
  • органы судебной системы оказывают решающее влияние на формирование общеобязательных правил поведения;
  • законодательные акты имеются, но они существенно менее значимы, чем в континентальном праве;
  • нет такого выраженного деления на отрасли, а также на частную и публичную сферы;
  • меньшее значение придаётся кодифицированным источникам права (систематизированные кодексы, уставы, своды и прочее).

3. Религиозная правовая семья

В некоторых странах правовые системы основываются на религиозном праве. В таком случае их относят к религиозной правовой семье, даже если на сегодняшний день влияние религии уже не столь значимо. К таковым относятся:

  • еврейское право (иудаизм);
  • индуистское право (индуизм);
  • мусульманское право (ислам);
  • правовые системы Японии и Китая (многие нормы основываются на конфуцианстве).

Наиболее характерной особенностью религиозного права является то, что оно регулирует не только общественные правовые отношения, но и все остальные стороны человеческой жизни.

4. Традиционная правовая семья (система обычного права)

Традиционным или обычным правом называется правовая система, построенная на социальных обычаях, сформировавшихся исторически. Такая система действует во многих странах, расположенных в южной и центральной частях Африки, на Мадагаскаре, в некоторых государствах восточной Азии и Океании.

При этом стоит отметить, что любая современная правовая система имеет некоторые признаки традиционного права, поскольку обычай является древнейшим из правовых источников. И всё же в государствах англосаксонского и континентального права его влияние минимально и сохраняется лишь там, где не противоречит основным идеям.

Ключевые особенности традиционного права:

  • некодифицированный характер (нет кодексов, сводов и прочего);
  • в основе обычаев, являющихся источниками права, могут лежать мифы и предания, исторически сложившиеся традиции, философские, моральные и нравственные умозаключения;
  • обычаи подразумевают, что их знают и соблюдают все члены общества;
  • правосудие находится в руках мудрецов, вождей, жрецов и других «хранителей» традиций, могут допускаться некоторые формы самосуда (например, кровная месть);
  • многие обычаи являются архаичными, противоречат современным нормам права, логике и здравому смыслу, но сохраняются как неотъемлемый элемент правовой системы.

Право на споры и трудовые права

Право на индивидуальные споры представляет собой важнейшую гарантию соблюдения трудовых прав работников и работодателей в области труда. Порядок разрешения любого индивидуального трудового спора регулируется ТК РФ.

Определение 1

Ст. 381 рассматривает индивидуальный трудовой спор в качестве наличия неурегулированных разногласий работодателя и работника, касающихся вопросов использования трудового законодательства и прочих нормативных правовых актов, которые включают нормы трудового права, коллективных договоров, соглашений, локальных актов, трудовых контрактов и др.

Индивидуальный трудовой спор представляет собой также спор работодателя и лица, которое ранее состояло в трудовых отношениях с ним , а также тем лицом, которое желало заключить трудовой договор с работодателем, если он отказал.

Коллективные трудовые споры рассматриваются также в соответствии с ТК РФ.

Определение 2

Статья 398 рассматривает коллективный трудовой спор в качестве неурегулированных разногласий работников (их представителей) и работодателей (включая представителей). Такие разногласия могут возникать по поводу установки и изменения условий труда (в первую очередь, по выплате заработной платы), заключения, изменения и выполнения соглашений и коллективных договоров, отказа работодателей учитывать мнение выборного представительного органа в процессе принятия локальных нормативных актов.

Статьей 409 ТК РФ регулируется порядок и условия реализации права на забастовку. Так, когда примирительные процедуры не могут привести к тому, что спор разрешается или работодатель уклоняется от них и не выполняет соглашение, то работники (включая их представителей) имеют право начать забастовку.

Каждый гражданин имеет право на отдых, при этом человеку, который работает по трудовому договору даются гарантии, которые установлены федеральным законом. Они включают установленную продолжительность рабочего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска. Основные положения законов о праве на отдых находятся в ТК РФ.

Время отдыха включает тот промежуток времени, на протяжении которого сотрудник освобождается от исполнения трудовых обязанностей. Этот промежуток человек вправе использовать по своему усмотрению. Виды времени отдыха включают перерывы в течение рабочего дня (смен); ежедневные (междусменные) перерывы; выходной день (еженедельный непрерывный отдых); нерабочий праздничный день; отпуск.

Оплачиваемый отпуск работнику предоставляется каждый год. В соответствии с семейными обстоятельствами и прочими уважительными причинами сотруднику при написании письменного заявления возможно предоставление отпуска без сохранения зарплаты. Его длительность определяет соглашение между работником и работодателем. Работодатели должны на основе письменного заявления предоставлять отпуск без сохранения зарплаты следующим категориям работников:

  • участники ВОВ;
  • работающие пенсионеры по старости;
  • родители и жены (мужья) военнослужащих, погибших или умерших по причине ранения, контузии или увечья, получение которых обусловлено исполнением обязанностей военной службы (заболеванием, которое связано с ее прохождением);
  • работающие инвалиды;
  • работники в случае рождения детей, регистрации брака, смерти родственника;
  • другие случаи, которые предусматривает ТК и прочие законы.

На уровне Конституции в нашей стране закреплено право на социальное обеспечение, в соответствии с которым для каждого гражданина должно быть предусмотрено социальное обеспечение по возрасту, по болезни, инвалидности, потере кормильца и др. Это право исходит из более общих положений, которые рассматривает 7 статья Конституции РФ. Она содержит положение о том, что Российская Федерация представляет собой социальное государство. Ее политика концентрируется на формировании условий, которые должны обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие для любого человека.

Право социального обеспечения обладает общим характером, что выражает ряд более конкретных прав. Некоторая часть этих прав непосредственно закрепляется в Конституции РФ. Социальные права граждан, в частности, включают право на поддержку и защиту со стороны государства семей, материнства и отцовства, детства; право на поддержку со стороны государства инвалидов и пожилых граждан.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Группы прав

Личные ( гражданские)права  — принадлежат человеку с рождения. Они первичные по отношению к другим правам ( статьи 20-28)

Политические права и свободы — обеспечивают участие индивида в политической жизни общества, охватывают взаимодействие граждан, государства и общества ( статьи 29-33)

Социально-экономические создают условия,  при которых каждый имеет возможность пользоваться экономическими, социальными и культурными правами наряду с личными и политическими правами. Эти права обеспечивают социальное благосостояние граждан. ( статьи 34-42)

Культурные — обеспечивают духовное развитие человека, создают условия для самореализации( статьи 43-44)

Права Статьи Конституции
Гражданские (личные) права  
Право на жизнь 20
Право на достоинство  личности 21
Право на свободу и личную неприкосновенность 22
Право на неприкосновенность частной жизни 23
Не допускается использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия. 24
Право на неприкосновенность жилища 25
Право  не определять и не указывать свою национальность. 26,п1.
Право пользования родным языком 26, п.2
Право свободно передвигаться , выбирать место жительства, свободно выезжать за пределы РФ. 27
Свобода совести, вероисповедания. 28
 
Политические права и свободы
Свобода мысли и слова. 29, п.1,2
Свобода информации, цензура запрещена. 29, п.3,4
Право на создание общественных объединений. 30
Право на проведение публичных мероприятий-собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований. 31
Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей.Право избирать и быть избранным.

Право равного доступа к государственной службе.

право участвовать в отправлении правосудия.

32
Право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления как лично, так и коллективно. 33
Социальные и экономические права.
Право на предпринимательство 34
Право на частную собственность.  35
Право иметь в частной собственности землю и других ресурсов. 36
Право на свободный труд.Принудительный труд запрещён. 37. п.1-4
Право на отдых  37, п.5
Материнство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание- право и обязанность родителей. 38
Право на охрану и помощь семье. 39
Право на жилище 40
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. 41
Право на благоприятную окружающую среду.  42
Культурные права
Право на образование 43
Свобода творчества.право на участие в культурной жизни, свобода творчества.

Право на доступ к культурным ценностям.

44

Свобода — это возможность индивида самостоятельно пользоваться правами, предоставленными государством, самим делать выбор в соответствии со своими возможностями и потребностями.

Обязанности – это необходимость определённого поведения , установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);
  • заботиться о детях (ст. 38);
  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);
  • получить основное общее образование (ст. 43);
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Виды обязанностей:

Общие — распространяются на всех граждан:

а) обязанность соблюдать Конституцию и законы РФ;

б) обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

в) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры, природы.

Конкретные —  закреплены за определенными категориями лиц:

а) за родителями — обязанность заботиться о воспитании
детей и обеспечить получение детьми основного общего образования;

б) за трудоспособными детьми, достигшими 18 лет,-  обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях;

в) за налогоплательщиками — обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

г) за военнослужащими

Признаки социальных норм

Многие люди неправильно понимают, что такое социальные нормы, думая, что это обязательно какие-то формальные правила, продиктованные сверху. На самом деле в это понятие входит широкий спектр правил и моделей поведения, которые обладают следующими свойствами:

  • являются общепринятыми в рамках определённого общества (даже если речь идёт о небольшой группе вроде спортивной команды или компании друзей);
  • действуют всегда;
  • влияют на общение и взаимодействие между членами общества;
  • требуют определённых волевых усилий для своего соблюдения;
  • являются исторически обусловленными;
  • соответствуют общему типу культуры данного общества.

Признаки права

Для лучшего понимания того, что такое право, важно знать его основные признаки:

  1. Общеобязательность. Право состоит из правовых норм, которые отличаются от моральных, нравственных и иных социальных норм тем, что являются строго обязательными, а за их соблюдением следит государство.
  2. Системность. Право представляет собой строго упорядоченную и согласованную систему юридических норм, в которой отдельные нормы не могут противоречить друг другу. Термин «системность» в этом контексте можно рассматривать как синоним слова «целостность».
  3. Формальная определённость. Нормы права устанавливаются государством и закрепляются в письменной форме. Поэтому они являются формальными, в отличие от прочих видов социальных норм.
  4. Интеллектуально-волевой характер. Право является результатом интеллектуальной деятельности людей. Оно отражает потребности, интересы и цели не только общества, но и отдельных людей и организаций, выражая тем самым их волю. Регулятивные функции права также возможны лишь при участии разума и воли лиц, обеспечивающих эти функции.
  5. Государственное принуждение. За соблюдением норм права следит государство, которое оставляет за собой право принуждать людей и организации соблюдать эти нормы с помощью юридической ответственности.

Последствия нарушения свободного доступа граждан к культурным ценностям

В результате более половины населения России не может получить доступ к культурным ценностям в должном объеме. Таким образом возникает социальное неравенство. Население, не находя у себя на малой родине должного уровня жизни, стремится уехать жить в другое место. Это является одним из факторов, влияющих на отток людей из маленьких городов. А это, в свою очередь, влечет уже другие проблемы, уже не относящиеся прямым образом к духовной сфере.

Это одна из причин того, почему нельзя нарушать культурные права человека и гражданина, и почему они охраняются государством и международными актами.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.