Статья 43 конституции рф

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Содержание

Определение

Что же представляет собой родительская ответственность с правовой позиции? Согласно современному законодательству, термин подразумевает совокупность следующих требований:

  1. Воспитание. Отцам и матерям необходимо пояснять малышу нормы поведения, допустимые в данном обществе, рассказывать ему о действующих запретах, не забывая о том, что до достижения им 18-летия часть ответственности за совершенные нарушения ложится на родительские плечи.
  2. Забота о развитии. Сюда включается физическое, нравственное, духовное и психическое развитие несовершеннолетнего, ответственность за которое несут, прежде всего, их родители. Они должны следить за тем, чтобы ребенок соответствовал по физическому развитию своим возрастным нормам, посещал школу.
  3. Защита интересов. До достижения малышом совершеннолетия от отцов и матерей требуется обеспечение защиты его прав, не исключая имущественных.
  4. Безопасность. Это прямая обязанность матерей и отцов – делать все возможное для того, чтобы малыш рос и развивался в безопасной для себя обстановке. Поэтому причинять своему ребенку физический, психологический или нравственный вред недопустимо.
  5. Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летия. Запретить, например, подростку возвращаться домой недопустимо.

Все эти аспекты и составляют ответственность родителей за воспитание детей. Нарушение любого пункта представляет собой нарушение не только прав ребенка, но и норм законодательства, поэтому предусматривает различные формы наказаний.

Согласно новому закону «Об образовании в РФ» ребёнок, получающий образование в семье, в контингент образовательного учреждения не входит. Учителя, которые работают в классах, где числится ребёнок на семейном обучении оплату за этого ребёнка не получают. О

Вопрос — ответ

На Федеральном уровне не предусмотрены конкретные нормы, регламентирующие оплату учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном обучении. Так, в соответствии с п. 5 Письма Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 “Об организации получения образования в семейной форме”,учредителем образовательного учреждения могут быть определены нормативные затраты на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования, покрывающие затраты на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестаций. К сожалению, Вы не указали, в каком регионе проживаете и  поэтому мы не знаем, есть ли в Вашем регионе нормативное определение затрат на оказание государственной услуги по реализации общеобразовательной программы в форме семейного образования.

            Вместе с тем, есть федеральные нормы, закрепляющие, что оплата учителям за проведение промежуточной и итоговой аттестации ребёнка, находящегося на семейном образовании, должна производится.

            В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона N 273-ФЗ нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, а также с учетом иных предусмотренных указанным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся).

Реализует ли родитель, обучающий своего ребенка в форме семейного образования, образовательные программы начального, основного и среднего общего образования? Ведь образовательные программы разрабатываются и утверждаются исключительно организацией, осущес

Вопрос — ответ

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ»Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее Федеральный закон)в Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования). 

Если рассматривать в отдельности образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования, то, соответственно, каждый из них устанавливает возможность получения образования в форме семейного образования (п. 4 ст. 1 а начального общего образования (1 — 4 кл.), утвержденныйМинобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; п. 2 ст. 1 а основного общего образования (5 — 9 кл.), утвержденный Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897; п. 2 ст. 1 а среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл.), утвержденный Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. 

СПО

Вопрос — ответ

Согласно действующему законодательству, перевод обучающегося из 10 класса общеобразовательной организации в профессиональную образовательную организацию (техникум) для получения среднего профессионального образования оформляются как отчисление по инициативе родителей (законных представителей) в связи с переводом обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность (п. 1 ч. 2 ст. 61 Федерального закона № 273-ФЗ).

Участие комиссии по делам несовершеннолетних предусматривается только в случае отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования (в качестве меры дисциплинарного взыскания), а также в случае оставления обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования (ч. 9 ст. 43, ч. 6 ст. 66 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, при отчислении лица, получившего основное общее образование (9 классов), участие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав не предусмотрено.

При приеме на обучение по программе среднего профессионального образования лица, закончившего только 9-й класс и тем самым не имеющего среднего общего образования, осуществляется на базе основного общего образования и с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 273-ФЗ.

Ответ подготовлен при участии студента 4 курса факультета права НИУ ВШЭ: Каримова У.Р.

Бесплатная юридическая помощь

место получения образования». И хотя «все школьное дело находится под контролем Государства»(ст.7.1. Конституции ФРГ), «право открытия частных школ гарантируется. Частные школы, как заменяющие государственные, нуждаются в разрешении Государства и подчиняются законам земель. Разрешение предоставляется, если частные школы по своим учебным целям и организации, как и по научной квалификации своего учебного персонала, не стоят ниже государственных и если в них не поощряется разделение учащихся в зависимости их имущественного положения их родителей. В разрешении отказывается, если материальное и правовое положение педагогического персонала не обеспечено в надлежащей мере» (7.5. Конституция ФРГ). Особый порядок установлен в Конституции Германии для организации частных народных (начальных) школ (ст.7.5. Конституции ФРГ).

Свобода религиозного воспитания.

Вопросы религиозного воспитания Конституция России не рассматривает. Лишь в статье 28, посвященной свободе совести, в общем виде говорится о «свободе распространять религиозные и иные убеждения». Между тем, ряд государств придает этим вопросам конституционное значение. «Государственные власти гарантируют право родителей давать своим детям то образование, которое соответствует их религиозным и моральным убеждениям» (ст.27.3. Конституции Испании). «Лица, правомочные на воспитание детей, имеют право решать относительно участия этих детей в религиозном обучении», -говорится в Конституции ФРГ (ст.7.2.). И далее: «Религиозное обучение является в государственных школах, за исключением неконфессиональных, обязательным предметом. Без ущерба для права надзора Государства религиозное обучение проводится в соответствии с основным принципами религиозных общин. Ни один преподаватель не может быть обязан против своей воли вести религиозное обучение» (ст.7.3.).

Подводя итоги, можно сказать, что право на образование (включая гарантии) отражено в Конституции России 1993г. без достаточной полноты, что обязательно скажется на уровне правового регулирования в образовательной сфере. Правда, в Конституции Российской. Федерации заложен беспрецедентный механизм компенсации законодательных пробелов: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации Установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15.4.). Таким образом, например, вопросы о свободе выбора места получения образования и свободе религиозного воспитания в России в любом случае будут решаться в соответствии со ст. 13.3. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Россия участвует в Пакте на правах правопреемника СССР, ратифицировавшего этот договор еще в 1973г.), где сказано: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов выбирать для своих детей не только учрежденные государственными властями школы, но и другие школы, отвечающие тому минимуму требований для образования, который может быть установлен или утвержден или утвержден государством, и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями».

Другая возможность восполнить пробелы российских конституционных норм заключается в федеративном устройстве государства: общие вопросы воспитания и образования находятся в Конституции России в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «в» ст.72.1.), а Правительство России лишь обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования (п.»в» ст.114.1. Конституции). Вне этих рамок субъекты федерации обладают всей полнотой государственной власти и могут принимать любые правовые акты по вопросам образования, не противоречащие Конституции России (ст.ст.73, 76.3., 76.4., 15.1. Конституции Российской Федерации).

Итак, дело за практикой применения новой Конституции.

/text/biblio/18030909/bib/text/biblio/18030909/ris

Внеурочная деятельность и платные утренники в школе

Вопрос — ответ

По поводу утренников, линеек и кружков:
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Как сказано в ФГОС, внеурочная деятельность реализуется в таких формах как кружки, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, конференции, школьные научные общества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и в других формах на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.
Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Бесплатные утренники школа проводить не обязана.

Какие права и обязанности имеются у учащихся

Начнём с обязанностей. Общие правила поведения в стенах учебного заведения запрещают школьникам оскорблять честь и достоинства других учащихся и преподавательского состава, использовать нецензурные жесты и выражения, курить на территории. Помимо этого, школьники обязаны соблюдать право собственности, бережно относиться к школьному имуществу и личным вещам других учеников. В случае порчи чужого имущества, возмещение вреда возлагается на родителей или законных представителей ребёнка.

В целом, обязанности школьников сводятся к тому, чтобы получать образование самим, не препятствовать учебному процессу, и не мешать учиться другим ученикам.

Права школьников

За учащимися общеобразовательных школ закрепляются следующие права:

  • бесплатное получение образования в соответствии с действующими стандартами, установленными на государственном уровне;
  • самостоятельно выбирать общеобразовательное учреждение и форму образования: обучение в школе или на дому, прохождение курса по ускоренной программе;
  • сохранение личного достоинства без дискриминации по каким-либо признакам;
  • достойные условия обучения: теплые классы, качественное питание и пр.;
  • свободное выражение мыслей и убеждений, при условии, что это происходит в корректной форме;
  • своевременно узнавать о проведении контрольных и экзаменационных работ;
  • проходить курс школьной программы на родном языке;
  • получать оценки по каждой дисциплине в соответствии с полученными знаниями, без предвзятого отношения со стороны преподавателя;
  • посещать факультативные занятия;
  • принимать участие в культурно-массовых мероприятиях;
  • получать бесплатный доступ к любым школьным ресурсам, необходимым для учебного процесса, например, библиотечным книгам;
  • отдых между занятиями, выходные дни и каникулы.

Важно! За школьниками сохраняются права на свободу слова, печати, совести и информации. В марте 2021 г

появилось законодательное нововведение, позволяющее обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1.09.2021 г. – с учетом переходного периода – до 1.09.2023 г. В соответствии с новым законом, учащиеся младших классов будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием (горячие блюдо и напиток) не реже 1 раза в день. С 2021 г. к реализации приступят те школы, где есть оборудованные для организации горячего питания столовые и необходимое кухонное оборудование

В марте 2021 г. появилось законодательное нововведение, позволяющее обеспечить бесплатным питанием детей, обучающихся в начальной школе, начиная с 1.09.2021 г. – с учетом переходного периода – до 1.09.2023 г. В соответствии с новым законом, учащиеся младших классов будут обеспечиваться бесплатным горячим питанием (горячие блюдо и напиток) не реже 1 раза в день. С 2021 г. к реализации приступят те школы, где есть оборудованные для организации горячего питания столовые и необходимое кухонное оборудование.

Финансирование будет происходить за счет средств федерального, региональных, местных бюджетов и других источников. Ответственность за обеспечение горячим питанием возлагается на учредителя школы.

О чём говорит школьный устав

Устав школы — это свод внутренних правил, регулирующих работу общеобразовательных учреждений. Этот нормативно-правовой документ оформляется в соответствии с пунктами статьи 25 Федерального закона № -ФЗ.

В частности, в уставе должны содержаться следующие данные:

  • информация о типе образовательного учреждения;
  • сведения об учредителях;
  • информация об образовательных программах и направлениях обучения;
  • структура организации и разграничение полномочий.

Важно! Общеобразовательная организация должна создать условия для ознакомления учащихся, родителей и преподавательского состава с данным уставом.

Статья 43 Конституции России

Вместе с тем ст.19 Закона «Об образовании» устанавливает обязательность основного общего образования лишь до достижения обучающимся пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено им ранее.        Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении с отрывом от производства ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для лиц с отклонениями в развитии, с девиантным (общественно опасным) поведением, граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых учреждениях, предельный возраст получения основного общего образования в соответствии со ст.19 Закона может быть увеличен.        По взаимному согласию родителей (лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший пятнадцатилетнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования.        Часть 5 ст.43 предусматривает, что Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Государственный образовательный стандарт — это нормативный образец, эталон, устанавливающий комплекс требований к содержанию образования конкретного типа и вида образовательного учреждения и утверждаемый государственным органом.        Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.        Применение национально-регионального компонента образования обеспечивает учет интересов национальных культур и региональных культурных традиций, потребность личности в национальной самоидентификации.

Федеральный и национально-региональный компонент стандарта реализуется, как правило, через содержание образования на уровне учебных программ, а не в перечне (предметном наборе) учебных дисциплин, составляющих учебный план. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.        Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством в соответствии со ст.7 Закона «Об образовании». Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Постановлениями Правительства РФ от 12 августа 1994г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, от 18 августа 1995г. — Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.        Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Государственные органы управления образованием контролируют соблюдение государственных образовательных стандартов.        В Российской Федерации с учетом потребностей и возможностей личности разрешается в соответствии со ст.10 Закона «Об образовании» освоение образовательных программ в различных формах: в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, но с обязательной сдачей экзаменов аттестационной комиссии в установленном порядке. При этом допускается сочетание различных форм получения образования, но для всех форм в рамках конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Возможно, ли отчислить, согласно закону об образовании, совершеннолетнего студента из колледжа, если он в течение месяца не приступил к занятиям. Пропуски занятий без уважительной причины.

Вопрос — ответ

Согласно статье 43 части 1 пункту 1 Федерального закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в обязанности обучающегося входит добросовестное освоение образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебных занятий, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. В соответствии с частью 2 данной же статьи могут быть установлены и иные обязанности для обучающихся договором об образовании (при его наличии). Таким образом, внутренними актами должно быть установлено, что пропуски без уважительной причины являются основанием для меры дисциплинарного взыскания.

Часть 4 статьи 43 ФЗ “Об образовании” предусматривает, что  за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При избрании меры дисциплинарного взыскания образовательная организация должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей (ч. 7 ст. 43 ФЗ “Об образовании”).

Отчисление студента из академического отпуска

Вопрос — ответ

Пунктом 7 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 июня 2013 г. N 455 г. Москва «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» установлено, что академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

Невыход после окончания срока академического отпуска грозит возможностью отчисления в связи с невыполнением учебного плана.

П. 1 ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации устанавливает, что к обязанностям обучающихся относится: добросовестное осваивание образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Отношения между образовательным учреждением и обучающимся досрочно прекращаются по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. (п.2 ч.2 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

ПРАВА ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Впервые в истории российского семейного права СК РФ устанавливает права детей в семье. При этом дети рассматриваются как самостоятельные участники отношений с отцом и матерью, другими родственниками. Здесь все положения приведены в соответствии в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, участником которой является Россия.

Основные права ребенка по СК РФ:

право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ)

Это право включает:

право знать своих родителей (ст. 7 Конвенции о правах ребенка);

права на заботу со стороны своих родителей, предполагающее удовлетворение родителями жизненно важных интересов и потребностей ребенка, уважение его человеческого достоинства;

право на совместное проживание с родителями другого государства (п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка);

право на общение с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ). Право на общение с родителями вытекает из права жить и воспитываться в семье. а право общаться с другими родственниками (в основном проживающими отдельно) является важнейшим правом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка, приобретением им навыков общения с другими членами общества и адекватного восприятия окружающих;

право на защиту своих прав и законных интересов (ст. 56 СК РФ). Защита прав и интересов может осуществляться самим ребенком или его представителями. Несовершеннолетний, признанный в установленном порядке полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право сам защищать свои права и интересы, а несовершеннолетний, не обладающий полной дееспособностью до достижения совершеннолетия, также может самостоятельно защищать свои права в случае невыполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и образованию ребенка, а равно в случае их жестокого обращения с ним или иного злоупотребления родительскими правами. Во всех иных случаях защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних осуществляют родители, усыновители, приемные родители, опекуны, попечители, а предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки, попечительства и прокуратура;

право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ). Закрепление этого права в СК РФ подчеркивает, что ребенок является личностью и его мнением надо считаться. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Поэтому ребенку предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего интересы. Закон не указывает возраста, по достижении которого ребенок обладает этим правом, а только указывает, что обязан учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, если это не противоречит его интересам. В ст

12 Конвенции о правах ребенкаговориться, что взглядам ребенка уделяется внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. При такой трактовке судья может быть нарушено органом государственной власти, которой призван это право защищать;

право на имя, отчество и фамилию (ст

58 СК РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, а при отсутствии такого соглашения – по указанию органа опеки и попечительства, данного непосредственно органу загса. Отчество присваивается по имени отца, если иное присвоение отчества не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилиями родителей, ему по соглашению родителей присваивается фамилия одного из них, а при отсутствии соглашения разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Имущественные права детей установлены ст. 60 СК РФ, при этом следует помнить, что права собственности на имущество своих родителей ребенок не имеет, как и родители – на имущество ребенка. СК РФ впервые законодательно закрепил положение, согласно которому несовершеннолетние дети могут сами заиметь своих детей и принимать участие в их воспитании, а по достижении 16 лет самостоятельно осуществлять родительские права в отношении своих детей. После появления ребенка связи со своими родителями не утрачивают и в праве рассчитывать на их поддержку как законных представителей их интересов. До достижения несовершеннолетними родителями 16-летнего возраста рожденному ими ребенку органом опеки и попечительства может быть назначен опекун, который будет осуществлять воспитание ребенка, не являться этих родителей (п. 2 ст.62 СК РФ).

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.