Статья 61

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Содержание

Ключевые функции 273-ФЗ об образовании

  1. определение основных понятий образовательной системы и работающих в ней взаимоотношений;
  2. законодательное регулирование системы платного и бесплатного обучения;
  3. гармонизация всех правовых документов касающихся получения образования, преподавания, экзаменационных процессов, льгот и привилегий для учащихся и педагогов;
  4. формирование правовых гарантийных обязательств, позволяющих гражданам страны обучаться в рамках свободы личного выбора;
  5. определение возможностей иностранных граждан в российской образовательной системе;
  6. дифференцирование полномочий законодательной и исполнительной власти различных уровней в данном секторе;
  7. описание вариантов стимулирования и содействия гражданам, проявляющим уникальные успехи в области обучения и преподавания;
  8. определение статуса, возможностей, прав и обязанностей профессиональных преподавателей, учеников, родителей и опекунов;
  9. полное описание структуры и принципов работы образовательных отношений;
  10. правовое определение и регулирование социальных, экономических и финансовых взаимоотношений в образовательной отрасли;
  11. регламентация работы инновационного сектора в системе обучения и преподавания

Реализация образовательных процессов в рамках описанных функций и правил предоставляет возможность перевести всю систему на рельсы интенсивного бесконфликтного развития. Правовой аппарат, предлагаемый законом, охватывает все ключевые процессы и догмы, позволяя участникам образовательных отношений в полной мере пользоваться принципами равноправия, справедливости и гуманности.

Всероссийские проверочные работы

Вопрос — ответ

Что такое Всероссийские Проверочные Работы (далее – ВПР)?
Согласно Перечню поручений по итогам заседания Государственного советапо вопросам совершенствования системы общего образования, прошедшего 23 декабря 2015 г., Президент Российский Федерации поручил Правительству Российский Федерации разработать «комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учётом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях».
Для реализации данного поручения Министерство образования и науки издало Приказ от 15 декабря 2016 г. №1598 и утвердило Комплекс мер, направленных на достижение указанных в послании целей. Согласно данному Комплексу мер Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) была обязана разработать модель проведения комплексного анализа результатов мониторинговых исследований качества общего образования, что впоследствии было введено Приказом Министерства образования и науки РФ «О проведении мониторинга качества общего образования» от 20 октября 2017 г. № 1025, согласно которому в 2017/2018 учебном году предусмотрено проведение мониторинга качества подготовки обучающихся 4-11 классов по ряду дисциплин в форме проверочных работ.
Таким образом, всероссийские проверочные работы – проверочная работа, проводимая в рамках государственного мониторинга образования, полученные результаты которой прямо направлены на достижение систематического обновления содержания общего образования. Проведение всероссийских проверочных работ является мониторинговой мерой, прямо направленной на реализацию государственных проектов путем получения информации об уровне подготовки обучающихся, качестве преподавания, первоначально не предусмотренной как форма контроля успеваемости учащихся.

Статья 61. Прекращение образовательных отношений

1. Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно по основаниям, установленным частью 2 настоящей статьи.

2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в случае ликвидации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Если с обучающимся или родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, прекращаются с даты его отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. При досрочном прекращении образовательных отношений организация, осуществляющая образовательную деятельность, в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении обучающегося выдает лицу, отчисленному из этой организации, справку об обучении в соответствии с частью 12 статьи 60 настоящего Федерального закона.

Формы получения образования

В Российской Федерации существует две формы получения образования:

  • в образовательной организации,
  • вне образовательной организации. 

Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они самостоятельно выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание.

Право выбора в образовании подразумевает, что ребёнок не обязан учиться в традиционной массовой школе.

Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения — закон и здесь предоставляет свободу выбора. Получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования. 

Рассмотрим каждую форму организации обучения подробнее:

  • Очное обучение — наиболее распространённое. Ребёнок 5-6 дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. 
  • Очно-заочное обучение — ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
  • Заочное обучение — ребёнок не ходит в школу и учится на дому, но находится в контингенте школы, а значит, ему нельзя менять программу, перескакивать через классы, а также придётся придерживаться графика аттестаций. 

<<Форма демодоступа>>

Семейное обучение (с первого по девятый класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы он сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.

Полная схема всех форм образования и обучения

Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

3. Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Комментарий к Ст. 61 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, и регламентирует вопросы прекращения образовательных отношений.

В качестве оснований прекращения образовательных отношений выступают, указанные в статье юридические факты — получение образования (завершение обучения), либо досрочное их прекращение по установленным обстоятельствам:

Инициативой досрочного прекращения образовательных отношений обладают их стороны в случаях, обозначенных в статье. Кроме того, таким основанием могут выступать обстоятельства, не зависящие от воли обучающегося (его законного представителя), в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

Предполагается, что данная образовательная организация обязана полностью возместить оплаченную заказчиком стоимость платных образовательных услуг по реализации соответствующей образовательной программы, что предусматривалось ранее действующим законодательством, определяющим обязанность возместить убытки (абз. 2 п. 17 ст. 50 Закона N 125-ФЗ).

Как предусмотрено, досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося не влечет для него каких-либо дополнительных материальных обязательств перед образовательной организации. Между тем, если речь идет о финансовой задолженности в рамках обучения с полным возмещением его стоимости, то она должна быть погашена обучающимся (его законным представителем).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, а если образовательные отношения реализовывались в рамках договор об оказании платных образовательных услуг, то он прекращается также на основании распорядительного акта (приказа об отчислении обучающегося).

Права и обязанности обучающегося (его законных представителей) перед образовательной организацией прекращаются с даты его отчисления из образовательной организации.

При досрочном расторжении договора обучающемуся в 3-х дневный срок после издания приказа об отчислении выдается справка об обучении или о периоде обучения по установленному образовательной организацией образцу.

Перечисленные положения будут распространяться и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность, если иное не будет установлено законодательством РФ об образовании или не будет вытекать из существа правоотношений.

Как изменить форму обучения

Для очного обучения обычно документы подаются в школу по месту регистрации. Если ребёнок прописан в другом месте, и возможности сделать регистрацию по месту жительства нет, можно подать документы в другую школу

Но важно помнить, что в приоритете — дети, прописанные на территории, закреплённой за школой. Придётся надеяться на места в желанной школе, которые останутся после окончания приёма по прописке. 

Если вы выбрали очно-заочное обучение, нужно обговорить с администрацией школы график её посещения и аттестаций. Обычно очно-заочники появляются в школе несколько раз в неделю или реже. 

<<Форма семейного образования>>

На заочном обучении тоже нужно быть в контингенте школы и знать график аттестаций

А также важно продумать, как осваивать программу — своими силами, с помощью репетиторов или онлайн-школы. . Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией

Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Для перехода на семейное обучение воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией. Вкратце — потребуется уведомить органы власти, подобрать школу для промежуточных аттестаций и организовать учебный процесс. 

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Последняя редакция Закона об образовании 2019-2020. Основные нововведения

Последняя редакция практически завершила основной этап эволюции этого основополагающего законодательного инструмента, ставшего основой эволюционной стабильности образовательной платформы в нашей стране. Внесённые изменения коснулись таких важных направлений как создание так называемых электронных школ с удалёнными уроками, ликвидацию в средних школах второй и третьей смены, снижение объёма отчетных документов педагогов.

Внедрение общероссийского института всеобщего повышения профессионализма педагогов – ещё одно важное нововведение, позволяющее учителям постоянно совершенствовать свои знания и умения со всеми вытекающими преимуществами. Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России

Отдельным пунктом выделена приоритетность изучения русского языка и литературы, выражающаяся в таких масштабных мероприятиях как Тотальный диктант, охватывающий все регионы России.

Кроме того, последняя редакция регламентировала следующие знаковые моменты:

  1. гимназии и лицеи отныне приравниваются к общеобразовательным школам. Это позволяет всему населению страны получать доступ к полному пакету современных программ;
  2. определена возможность составления индивидуального графика обучения для учеников, которые по тем или иным весомым причинам не могут посещать школу наравне с остальными учащимися. В частности, речь идёт о спортсменах и гастролирующих музыкантах, для которых теперь можно составлять персональные учебные программы;
  3. в законе отменяются льготы для детей-сирот при поступлении в высшие учебные заведения. Но в целях соблюдения социальной справедливости для таких детей будут организованы бесплатные подготовительные курсы;
  4. оценка работы учителей будет проводиться преимущественно в удалённом режиме без бюрократической волокиты и бумажного документооборота

Новый Закон об образовании РФ – это мощный правовой регулятор одной из самых важных социальных сфер, от прогресса которой напрямую зависит будущее страны. В дальнейшем этот законодательный акт получит новое развитие с ориентацией на инновационные технологии и быстро растущие социальные запросы.

Контрольные цифры приема

Вопрос — ответ

Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
В соответствии с п. 6 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455), обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Таким образом, образовательная организация, предоставляя обучающемуся академический отпуск, имеет сведения о длительности этого отпуска. Следовательно, в случае, если по окончании академического отпуска студент своевременно предоставляет образовательной организации заявку о допуске к учебному процессу, образовательная организация обязана обеспечить ему продолжение обучения:
— либо для этих целей принять на бюджетные места 1 курса меньшее количество студентов,
— либо использовать оставшиеся не занятыми бюджетные места на других курсах, если это допустимо в соответствии с локальными актами образовательной организации.
При этом, в случае желания обучающегося продолжить обучения до окончания предоставленного ему академического отпуска образовательная организация вправе отказать при отсутствии бюджетных мест.
Существуют ли гарантии, что после академотпуска студента восстановят на той же форме и основе обучения?
В силу п. 7 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости ухудшает положение учащихся школы

Вопрос — ответ

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Закона об образовании образовательная организация имеет право принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В частности, она может принимать акты, регламентирующие формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Вместе с тем частью 4 указанной статьи также закреплено, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

В связи с этим, для того чтобы добиться отмены такого локального нормативного акта или отдельных его норм, которые ухудшают положение учащихся школы и могут вызвать конфликтную ситуацию между участниками образовательного процесса, в том числе и подорвать авторитет учителя, необходимо доказать, что такие обстоятельства действительно имеют место быть, что положения локального нормативного акта действительно нарушают права и снижают уровень гарантий, предоставленных законом.

Обратиться с просьбой отменить указанное «Положение о выставлении отметок и текущем контроле успеваемости» можно в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) согласно ст. 45 Закона об образовании. Сделать это могут в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей, педагоги, руководящие работники образовательной организации.

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Отчисление студента из академического отпуска

Вопрос — ответ

Пунктом 7 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 13 июня 2013 г. N 455 г. Москва «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» установлено, что академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

Невыход после окончания срока академического отпуска грозит возможностью отчисления в связи с невыполнением учебного плана.

П. 1 ч. 1 статьи 43 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации устанавливает, что к обязанностям обучающихся относится: добросовестное осваивание образовательной программы, выполнение индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществление самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими работниками в рамках образовательной программы. Отношения между образовательным учреждением и обучающимся досрочно прекращаются по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана. (п.2 ч.2 ст.61 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Педагог дополнительного образования в школе уволился и нет возможности найти замену

Вопрос — ответ

В соответствии с пп 1. п. 2 ст. 61 Закона об образовании по общему правилу прекращение обучения возможно только по заявлению (инициативе) обучающегося или родителей несовершеннолетнего обучающегося (законного представителя; в этом случае — законного представителя). Кроме того, «досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного обучающегося перед организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Досрочное прекращение обязательств без заявления невозможно.

Однако указанная ситуация скорее связана с обстоятельствами, не зависящими от организации — узкость профиля, действительно, может создать невозможность нахождения нового преподавателя. В таком случае подобные обстоятельства попадают под действие пп 3. п. 2 ст. 61 Закона об образовании и входят в «перечень» причин для досрочного прекращения образовательных отношений без заявления.

Это подтверждают и локальные акты образовательных учреждений. Например, п. 4.2 «Положения о порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между МАУДО «ДШИ» г. Колпашево и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся» регламентирует в качестве причины для прекращения образовательных отношений досрочно «в связи с увольнением педагога и расформированием групп ввиду отсутствия специалиста данного профиля».

Ответ подготовлен при участии студентки 4 курса факультета права Лошкаревой А.С.

Контрольные цифры приема

Вопрос — ответ

Контрольные цифры приема (КЦП) – количество мест в вузе, на которые будут принимать абитуриентов. Устанавливаются цифры бюджетных и платных мест по каждому направлению на разные формы обучения.
В соответствии с п. 6 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (утв. Приказом Минобрнауки России от 13.06.2013 N 455), обучающийся в период нахождения его в академическом отпуске освобождается от обязанностей, связанных с освоением им образовательной программы в организации, и не допускается к образовательному процессу до завершения академического отпуска.
Таким образом, образовательная организация, предоставляя обучающемуся академический отпуск, имеет сведения о длительности этого отпуска. Следовательно, в случае, если по окончании академического отпуска студент своевременно предоставляет образовательной организации заявку о допуске к учебному процессу, образовательная организация обязана обеспечить ему продолжение обучения:
— либо для этих целей принять на бюджетные места 1 курса меньшее количество студентов,
— либо использовать оставшиеся не занятыми бюджетные места на других курсах, если это допустимо в соответствии с локальными актами образовательной организации.
При этом, в случае желания обучающегося продолжить обучения до окончания предоставленного ему академического отпуска образовательная организация вправе отказать при отсутствии бюджетных мест.
Существуют ли гарантии, что после академотпуска студента восстановят на той же форме и основе обучения?
В силу п. 7 «Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся», академический отпуск завершается по окончании периода времени, на который он был предоставлен, либо до окончания указанного периода на основании заявления обучающегося. Обучающийся допускается к обучению по завершении академического отпуска на основании приказа руководителя организации или уполномоченного им должностного лица.

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.