Источники трудового права

Алан-э-Дейл       18.04.2022 г.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г

N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 — I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 — I»О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I «О статусе судей в Российской Федерации».

Цели, задачи и функции трудового права

Цели трудового права совпадают с целями трудового законодательства, зафиксированными в ст. 1 ТК РФ:

  • установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан;
  • создание благоприятных условий труда;
  • защита прав и интересов работников и работодателей.

Основными задачами трудового права являются:

  1. создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства;
  2. правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Функции трудового права – это «основные направления правового воздействия данной отрасли на регулируемые общественные отношения, отражающие не только настоящее, но и будущее трудового права, реализация которых призвана достичь цели и обеспечить решение задач в сфере наемного труда, стоящих перед государством и перед трудовым правом».

Система функций трудового права включает в себя функции, свойственные праву в целом, так называемые общеправовые функции, и собственные или отраслевые. Регулятивная и охранительная функции, являясь общеправовыми функциями, обусловлены социальным назначением трудового права и необходимостью охраны общественных отношений, являющихся предметом трудового права как самостоятельной отрасли.

Регулятивная функция устанавливает позитивные правила поведения, обеспечивает правовые стимулы, льготы, поощрения, гарантии, преимущества, что способствует удовлетворению интересов как работников, так и работодателей.

Охранительная функция реализуется путем правовых ограничений, обязанностей, запретов, наказаний, целью которых является охрана общественных отношений в сфере труда. Эта функция вторична по отношению к регулятивной функции, производна от нее и призвана ее обеспечивать. Охрана и защита трудовых прав необходима тогда, когда нарушаются права работников или работодателей.

Отраслевые функции трудового права определяются его социальным назначением. Одной из основных функций трудового права является экономическая. Цели экономической функции – стабильное развитие рынка труда, оформление легальных трудовых отношений, повышение производительности труда, создание новых рабочих мест, внедрение новых технологий производства, создание конкурентоспособного производства, повышение материального благосостояния работников.

Основная цель социальной функции трудового права – обеспечение работнику реализации его социальных прав (на отдых, охрану труда, на нормирование труда и гарантированную государством минимальную оплату труда, на защиту от безработицы и т.д.) Социальная функция является одной из важнейших в трудовом праве, так как обеспечивает гражданам социальные права, закрепленные в Конституции РФ. Особую роль играет данная функция в обеспечении трудовых прав отдельных категорий граждан, таких как женщины, подростки, лица с ограниченной трудоспособностью, лица с семейными обязанностями. Социальная функция реализуется через предоставление льгот, прав, дополнительных гарантий работникам, которые трудятся в опасных и вредных условиях, в районах Крайнего Севера, при работе в условиях ненормированного рабочего дня. Значимость этой функции подтверждается таким относительно новым понятием в трудовой сфере как «социальный пакет», представляющим собой набор социальных благ за счет средств работодателя.

Защитная функция трудового права выражается в защите прав работника и работодателя. Условно нормы трудового права, выполняющие защитную функцию, можно разделить на две группы. К первой могут быть отнесены нормы, которые осуществляют защиту работника от произвола работодателя путем запретов и ограничений, к их числу относятся:

  • запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора;
  • запрет направления в служебные командировки, запрет работы в ночное время для отдельных категорий работников;
  • запрет привлечения к сверхурочной работе, работе в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.

Во вторую группу входят нормы, регулирующие защиту уже нарушенных трудовых прав и свобод. Наиболее действенной является норма ст. 8 ТК РФ, запрещающая ухудшать нормами локальных нормативных актов положение работников по сравнению с правилами, установленными трудовым законодательством.

Виды толкований

Мы считаем своим долгом предупредить наших читателей, что подавляющее большинство комментариев к ТК РФ, имеющихся в свободном Интернет-доступе, не может служить безусловным основанием для их использования в конкретном трудовом правоотношении.

Дело в том, что комментировать и толковать ТК РФ вправе абсолютно все. Однако руководством к действию могут служить только толкования, данные на официальном уровне.

Инкорпорирование существующих толкований — это технически сложная задача, поэтому на настоящий момент не существует единого сборника нормативных и казуальных толкований к ТК. Имеющиеся на настоящий момент толкования статей ТК разрознены и содержатся во множестве бюллетеней и ведомостей, относящихся к практике Верховного и Конституционного судов РФ.

Дифференциация толкований находится в прямой зависимости от их правовых последствий.

Так, толкования и комментарии различных министерств и ведомств относительно статей ТК РФ не порождают правовых последствий, поскольку не являются обязательными к применению.

В то же время официальные толкования, данные компетентным органом и опубликованные в специальном акте, приравниваются по юридической силе к самому нормативному акту и, как следствие, становятся обязательными к применению. По сути, подобные толкования — это данная государством директива, объясняющая, как именно следует применять ту или иную норму права.

В свою очередь, компетентные официальные толкования и комментарии подразделяются на два вида: нормативные и казуальные.

Нормативное толкование — это эквивалент закона, которое обязывает любые органы, применяющие право, действовать определенным образом при обращении к той или иной статье ТК РФ в случае, если сама статья содержит в себе нарушения логики или дает возможность двоякого понимания.

Как правило, нормативные толкования дает орган, разработавший и утвердивший закон. В условиях Российской Федерации этими органами являются:

  • Государственная Дума РФ;
  • Президент РФ;
  • законодательные органы на региональном уровне;
  • Конституционный Суд РФ относительно положений Конституции;
  • Пленум Верховного суда РФ и Пленум Высшего арбитражного суда РФ. Толкования нормативных актов в свете их применения в судебной практике оформляются в виде Постановлений Пленума ВС и ВАС РФ. В первую очередь эти постановления обязательны для судебных органов.

К казуальному толкованию можно отнести то или иное решение судебного органа, дающее толкование нормы права по конкретному правоотношению. Обязательность исполнения казуального толкования применительна только к этому конкретному правоотношению.

Подвидом казуального толкования является административное толкование. К примеру, административное толкование статьям ТК РФ дает Минтруд РФ, а статьям НК РФ — ФНС РФ. Сфера распространения этих толкований — это подведомственные органы. Например, для суда толкования, данные Минтрудом РФ, обязательными не будут.

Что касается различных толкований ТК, даваемых общественными организациями, Интернет-сайтами или практическими работниками, то все они будут неофициальными и носящими исключительно рекомендационный или научный характер.

По источнику происхождения неофициальные толкования и комментарии можно, в свою очередь, дифференцировать по признаку их компетентности или некомпетентности.

Рекомендуем осторожно относиться к толкованиям из некомпетентных источников. Их почти всегда можно отличить от компетентных источников по отсутствию юридической терминологии

Основные принципы

Являясь базовым актом, разъясняющим и конкретизирующим поведение в сфере общественных
трудовых отношений,
статья 2 Кодекса устанавливает основные нормативные положения-принципы,
на которых формируются основные права граждан в данной сфере, и строится их защита в
трудовых отношениях в Российской Федерации:

Свобода труда и право добровольно выбирать интересующую работника трудовую сферу по его
способностям, профессиональному интересу и сфере деятельности;

Запрет на принуждение к труду и на дискриминационную трудовую политику;
Гарантии защиты, в том числе и государственные, от безработицы и проведение политики
обеспечения трудоустройства граждан;
Обязательная защита прав работников, включая гарантирование справедливых условий оплаты
работы, социальных прав, связанных с трудом (требования безопасности места труда, режима
работы и отдыха, выходных и праздников, отпусков);
Предоставление работникам равных прав и возможностей, в том числе при продвижении по работе
(далее этот раскрывается – в расчет принимается способности, квалификации и стаж, а также
профессиональное обучение и повышение квалификации);
Гарантированное получение полной зарплаты в установленный срок не ниже закрепленного ФЗ
минимума по оплате труда

Особенно важно, что она должна обеспечить достойное проживание
человеку и его семье;
Предоставление работникам и работодателям права на ассоциации и профессиональные союзы,
которые будут обеспечивать защиту их интересов и соблюдение их прав;
Право коллективного управления – то есть участия работников в формировании управленческой
политики предприятием в формах, разрешенных по законодательству;
Гарантия гражданско-правового (договорного) и государственного участия в регулировании
общественных отношений, связанных с трудовой деятельностью;
Регулирование договорных отношений на совместной основе работодателями и работниками
(включая их объединения);

Гарантирование компенсации работнику за вред, полученный в ходе выполнения работ, предусмотренных договором;
Гарантии государства в лице его органов, осуществляющих надзор за соблюдением прав и
выполнением своих обязанностей работодателями и работниками;
Гарантирование защиты (включая судебную) участникам трудовых отношений со стороны
государства;
Право разрешения индивидуального и коллективного спора в трудовых отношениях, в том числе
через возможность забастовок, организуемых согласно положениям Кодекса и других актов
федерального законодательства;
Pacta sunt servanda – принцип добросовестного выполнения взятых на себя по договору
обязательств, включая право требования выполнения таковых обязательств и норм трудового
права;
Для работодателя: требования от работников внимательного отношения к принадлежащему
работодателю используемого в процессе труда имущества;
Предоставление профсоюзным деятелям возможности контролировать добросовестное соблюдение
работодателем трудового законодательства по отношению к работающим;
Социальные гарантии трудящимся в период их трудовой деятельности,
включая право на защиту их
чести и достоинства;
Государственные гарантии социального страхования работников

Первые два принципа относятся к так называемым свободам и правам человека. Их суть более подробно
раскрывается в следующих статьях (3 и 4 соответственно) раздела общих положений.

Бесплатная консультация

Вопрос – ответ

Размер выходного пособия при увольнении в связи с призывом в армию
Право работника на компенсацию при увольнении в связи с призывом в армию

В течение какого времени после увольнения должны дать расчет
Когда работнику должны дать расчет при увольнении

Компенсационные выплаты при увольнении из полиции
Право на компенсацию при увольнении из полиции

Все вопросы — ответы (78)

Консультации юриста

Сокращение в отпуске по уходу за ребенком
Могут ли сократить сотрудницу, находящуюся в отпуске по уходу за ребенком

Работа на декретной ставке
Каковы условия оплаты труда на декретной ставке?

Не выплатили отпускные при увольнении
Работодатель не выплатил компенсацию за отпуск при увольнении после трех декретов подряд. Законно ли это?
Все консультации юриста (1399)

Метод трудового права

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов воздействия трудового права на регулируемые им общественные отношения.

Метод отражает содержание правовых норм трудового законодательства и реализуется через них.

Метод трудового права является комплексным, для него характерно сочетание элементов диспозитивности и императивности, единства и дифференциации регулирования, централизованного и локального регулирования, возможность договорного регулирования отношений, равноправие сторон трудовых отношений при заключении трудового договора и его расторжении в сочетании с подчинением работника работодателю в процессе труда.

Рассмотрим в чем проявляются вышеперечисленные признаки метода трудового права.

Сочетание централизованного и локального, законодательного и договорного регулирования труда. Централизованное нормативное регулирование позволяет установить минимальный уровень гарантий трудовых прав работников (продолжительность рабочего времени, минимальная оплата труда), которые нельзя понизить путем договорного или локального регулирования. Централизованно установленный минимум гарантий трудовых прав, может быть изменен только в сторону повышения. Роль локального регулирования – предусмотреть все нюансы на уровне конкретного работодателя.

Другой особенностью метода трудового права является сочетание диспозитивного и императивного способов регулирования отношений.

Диспозитивность проявляется при заключении трудового договора, который дает возможность сторонам по своему усмотрению и желанию определить характер отношений. Однако, пределы такой самостоятельности ограничены нормами императивного характера. Диспозитивные и рекомендательные нормы дают возможность выбора одного из нескольких вариантов поведения, устанавливают основы, предоставляя сторонам трудового отношения право определить свое поведение с учетом особенностей труда.

Договорной метод правового регулирования демонстрирует равноправие сторон трудового договора, как при заключении, так и при расторжении договора, возможности включения дополнительных условий, улучшающих положение работника, предоставление дополнительных льгот и гарантий со стороны работодателя. Данный метод используется и при заключении коллективных договоров и социально-партнерских соглашений.

Юридическая свобода сторон трудовых отношений не означает экономического равенства, независимости работника от работодателя.

Равноправие сторон трудового договора при его заключении и расторжении сочетается с подчинением работника в процессе осуществления труда работодательской власти.

Единство правового регулирования заключается в существовании общих конституционных принципов и установлении на федеральном уровне общеправовых норм, распространяющихся на всех участников правоотношений в сфере труда и действующих на всей территории России. Вместе с тем, в дифференциации находят отражение особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников. Этот метод учитывает условия труда, климатические условия, физиологические и психологические особенности организма, специфику и характер труда.

Проявление дифференциации регулирования – специальные нормы, предназначенные для разных категорий работников, могут составлять отдельный нормативный правовой акт или включаться в законы, содержащие общие нормы.

Специальные нормы могут быть трех видов:

  • нормы-льготы (большая часть специальных норм: о сокращении рабочего дня, удлинении отпуска, повышении оплаты труда и т.д.);
  • нормы-изъятия (ограничивающие права по сравнению с общим регулированием: запрет забастовок для государственных служащих, запрет работы по совместительству, связанной с управлением транспортом, для водителей и т.д.);
  • нормы-приспособления (дополнительные условия прекращения трудового договора с работником-педагогам и т.д.).

Еще одной особенностью метода трудового права является участие работников через своих представителей (в первую очередь, профсоюзов) в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их выполнением, в защите трудовых прав. К примеру, ряд локальных нормативных актов работодатель принимает с обязательным учетом мнения представителей работников (ст. 372 ТК РФ).

Имеются и особые способы защиты прав, характерные только для отрасли трудового права. Так, в качестве органа, рассматривающего индивидуальный трудовой спор, ТК РФ предусматривает комиссию по трудовым спорам, а при коллективных трудовых спорах – примирительную комиссию, посредника и трудовой арбитраж.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

Основные параметры статьи 5 ТК

  • собственно, сам Трудовой кодекс, а также соответствующие законы на уровне Федерации и её субъектов;
  • другие правовые акты, затрагивающие трудовое право;
  • соответствующие президентские указы;
  • профильные правительственные постановления и акты органов исполнительной власти уровня РФ и её субъектов, а также местного самоуправления.

Дополнительно указывается, что отношения в сфере трудовой деятельности также определяются соответствующими коллективными договорами, соглашениями и локальными актами.

Отмечается, что все вышеуказанные правовые акты по трудовой тематике должны соотноситься с ТК, а при возникновении противоречий доминируют именно его положения.

Отдельно подчёркивается, что если какой-либо ФЗ по трудовым отношениям находится в противоречии с ТК, то он вступает в силу лишь после соответствующих изменений ТК.

Далее описывается порядок изменения положений ТК. Они должны проводиться федеральными законами, причём теми, которые специально посвящены этим изменениям, а не относящимися к другим сферам правоприменения.

В следующей части статьи законодатели сочли нужным специально перечислить упомянутые ранее правовые акты и по каждому из них подчеркнуть, что они не действуют при противоречиях с положениями ТК. Также упомянута иерархия данных актов, т.е. президентские указы не должны противоречить ТК и соответствующим ФЗ; правительственные постановления обязаны не только соответствовать ФЗ и ТК, но и президентским указам и т.п.

По итогам рассмотрения статьи можно сказать, что разобранные в ней положения дают целостное представление об источниках трудового законодательства РФ.

За что отвечает Трудовой кодекс России

Определение

Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) — кодифицированный законодательный акт о труде, утвержденный Федеральным законом №197 от 30 декабря 2001 года. Он действует на территории России с 1 февраля 2002 года и принят вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года.

Ежегодно Кодекс пополняется. Если  возникают новые требования трудовой жизни, вносятся изменения и дополнения. Кодекс содержит 424 статьи, 62 главы, 14 разделов и 6 частей. Это самый главный документ о труде в РФ.

За что отвечает:

  1. Трудовой кодекс устанавливает основные права и обязанности работодателя и работника.
  2. Регулирует вопросы охраны труда, профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, трудоустройства, социального партнерства и другие.
  3. В нем закреплены правила оплаты и нормирования труда, описан порядок разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых категорий граждан.
  4. Гарантирует работникам право на защиту здоровья, своего достоинства, на социальное страхование, судебную защиту прав и свобод, возмещение вреда, причиненного во время трудовой деятельности.

Трудовые отношения как объект ФЗ № 197

В качестве объекта регулирования Федерального
Закона о трудовой деятельности РФ №197, принятого в 2001 г., трудовые отношения по
статье 15 складываются на основе обоюдного письменного соглашения между работником и нанимающим его
работодателем.

Бесплатная консультация Юриста
8 800 100-61-94

Для первого оно закрепляет обязательство добросовестного выполнения работы согласно режиму и
правилам работодателя.

Для второго – своевременно и в надлежащей мере оплачивать выполняемые обязанности и соблюдать
гарантируемые работнику государством социальные права, включая право на труд.

Разъясняя вышеизложенное, исходя из
статьи 16, данный вид отношений определяется на
основании двух положений:

  1. На основе заключаемого между сторонами трудового договора. То есть между
    дееспособными лицами заключается письменное соглашение, включающее в себя описанные работы
    их условия, компенсацию за выполнения, а также статьи, гарантирующие обязательное выполнение
    сторонами положений ТК и другого законодательства страны.
  2. На основе фактического применения труда работника. Это означает, что
    работник исполняет свои трудовые обязательства, а наниматель согласился, прямо указал фронт
    работ или не возразил по поводу начала трудовой деятельности – без уведомления нанимателя
    трудовая деятельность таковой не считается и запрещена.

Важно! Даже если трудовые отношения начались по
факту, в дальнейшем их обязательно прописать в соглашении.

Частные вопросы по использованию статьи 5 ТК

Каким правовым актам должны соответствовать локальные акты компании в области трудовых отношений?

Они должны соотноситься не только с положениями ТК, но и тем перечнем актов, который упомянут в ст. 5 ТК. Речь идёт о соответствующих президентских указах, постановлениях органов власти на всех уровнях и т.п. В свою очередь, по смыслу данной статьи, все упомянутые в ней источники по трудовым взаимодействиям должны соответствовать ТК.

На какие источники опирается статья 5 ТК?

В первую очередь она базируется на статье 37 Конституции РФ с её положениями о свободном характере труда, признании возможности трудовых споров и т.д. Также среди источников нужно упомянуть ратифицированные СССР и РФ, как его правопреемницей, международные соглашения и договора, например, Конвенции МОТ №29 и №105 и т.д.

Есть какие-то законы, действующие на равнозначном уровне по отношению к ТК в вопросах трудовых взаимодействий?

К таковым можно отнести федеральные конституционные законы, например, ФЗ «О чрезвычайном положении». Благодаря своему статусу эти законы регулируют действия в области трудовых взаимоотношений в определённых ситуациях, о чём специально сообщается в самом ТК. Также в судебной практике, например, в Постановлении Пленума ВС, посвящённому использованию ТК, от 17.03.2004 №2, подчёркивается, что нормы международного права, соответствующим образом признанные РФ, доминируют при их противоречиях с российским законодательством.

На акты каких ведомств по трудовым отношениям нужно обращать особое внимание?

В первую очередь необходимо отслеживать постановления Минтруда, поскольку постановления и разъяснения данного ведомства являются определяющими для других госструктур на местном и федеральном уровне по вопросам трудовых взаимоотношений. Такая ситуация обеспечивает чёткую иерархию и единообразие трудовой политики на территории всей страны.

Какое значение в системе трудового права имеют коллективные договора и соглашения?

По ст. 5 ТК они признаются источниками права. Их спецификой является то, что они имеют индивидуальный договорной характер, т.е. действуют на основе договорённостей организации-нанимателя и её сотрудников

Естественно, что эти договора должны принимать во внимание как положения ТК, так и иные источники трудового права, упомянутые в ст. 5 ТК

Соотношение трудового права с иными отраслями российской правовой системы

К смежным с трудовым правом отраслям российского права можно отнести, в первую очередь, гражданское право, административное право и право социального обеспечения, но определенные «точки соприкосновения» трудовое право имеет и с некоторыми иными отраслями права.

Основные положения, относящиеся к предмету, методу и функциям трудового права, рассмотренные выше, позволяют отграничить отрасль трудового права от других, смежных отраслей, которые имеют схожие предмет и метод правового регулирования. Так, например, схожими являются трудовые и некоторые гражданско-правовые отношения, отграничение которых имеет большое значение на практике в силу правовых последствий. Те и другие отношения связаны с трудом. Однако, если для трудового права важен весь процесс труда, то для гражданского права – лишь результат труда (например, результат, передаваемый от подрядчика к заказчику по акту приема-передачи).

В гражданско-правовых отношениях, как и в трудовых, человек получает вознаграждение за свой труд, но трудовым законодательством установлен минимальный размер оплаты труда, гарантированный государством. Отличием является и подчинение лица, работающего по трудовому договору, ПВТР.

Работник имеет право на социальные гарантии, которые на исполнителя по гражданско-правовому договору не распространяются.

Трудовое право «пересекается» с административным правом по вопросам регулировании труда государственных служащих. По ст. 11 ТК РФ на госслужащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о государственной службе, таким образом, труд этой категории работников регулируется во многом нормами административного права, но с учетом основных принципов и положений трудового права. Ряд вопросов, связанных с трудом на госслужбе регулируются нормами трудового права по причине отсутствия регулирования специальным законодательством.

Административным правом устанавливается и ответственность за некоторые нарушения в сфере труда, например, нарушение норм трудового законодательства (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ), нарушение норм охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ) и т.д.

При упоминании об ответственности можно подчеркнуть и связь с уголовным правом – некоторые наиболее тяжкие правонарушения в сфере труда влекут уголовную ответственность (статьи 143, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ).

Трудовое право соприкасается с гражданским процессуальным правом по поводу рассмотрения трудовых споров в суде. Правила рассмотрения таких споров установлены Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ). Вместе с тем, для рассмотрения трудовых споров установлены отдельные специфические правила о порядке и сроках рассмотрения дел, возможности использования примирительных процедур, наличия комиссий по трудовым спорам и т.д.

В значительной степени трудовое право соприкасается с правом социального обеспечения, которое до недавнего времени было его частью. Если трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателем и работником, то право социального обеспечения – правоотношения, возникающие по вопросам социальной защиты граждан, состоявших в трудовых отношениях, а также никогда не работавших граждан (в том числе по причине инвалидности, болезни).

Правоотношения по социальному обеспечению могут возникать либо после трудовых отношений (выход на пенсию), либо предшествовать им (получение социальных пособий детьми), либо сопутствовать им (получение пенсий и мер социальной поддержки работающими пенсионерами). Размер пенсионного обеспечения зависит от страхового стажа работника. Характер и условия труда влияют на уровень пенсионного обеспечения. Однако, эти две отрасли отличаются по предмету и методу правового регулирования. Если в праве социального обеспечения основной метод – централизованное регулирование, то в трудовом праве он сочетается с договорным методом.

Нельзя не упомянуть и конституционное право, которым устанавливаются исходные положения для всех отраслей права: гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. Именно на уровне Конституции РФ закреплены основные права и свободы в сфере труда.

показать содержание

Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.