Особенности и правила земельных отношений

Алан-э-Дейл       02.09.2022 г.

Земельные отношения (понятие и особенности)

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

Земли сельхозназначения

находятся за границей земель поселений и предназначены, главным образом, для нужд сельского хозяйства. По виду использования земли сельхозназначения могут быть предназначены для огородничества; для ведения личного подсобного хозяйства; для садоводства; для ведения дачного хозяйства или строительства; для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Земельные участки, выделенные под дачи из земель сельскохозназначения, имеют наибольшую инвестиционную привлекательность земель для ведения дачного хозяйства и строительства, потому что расходы по их содержанию существенно меньше по сравнению с землями других категорий из-за низких ставок земельного налога.

Самые большие площади земель сельскохозяйтвенного назначения сегодня находятся в Сибирском, Дальневосточном и Приволжском федеральных округах. При этом наиболее плодородными являются земли Южного, Приволжского и южной части Сибирского федерального округа.

Второй комментарий к СТ 5 ЗК РФ

1. Комментируемой статьей установлен возможный перечень участников земельных отношений, т.е. лиц, обладающих правосубъектностью по земельному законодательству. Объем правомочий, предоставляемых законодателем соответствующим субъектам, различен (см. комментарий к п. 1 ст. 15, ст. ст. 20 — 24 ЗК).

Под гражданами, участвующими в гражданском обороте в Российской Федерации, следует понимать как граждан России, так и иностранных граждан и лиц без гражданства, т.е. физических лиц, на которых распространяются все нормы земельного законодательства. Понятие правоспособности и дееспособности граждан, правосубъектности юридических лиц дано в ГК (подробнее см. ст. ст. 17, 21, 26 — 30).

2. Вместе с тем п. 2 комментируемой статьи отмечает, что в отдельных случаях установлен особый режим для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц по приобретению в собственность земельных участков. В частности, ограничения установлены ст. ст. 15, 22, 28, 30, 35, 36 ЗК (см. комментарий к ним), из которых следует, что они не могут обладать земельными участками на праве собственности на приграничных территориях, земельные участки им могут быть предоставлены только за плату, может быть ограничен перечень зданий и сооружений, судьба которых не будет следовать за судьбой земельного участка при выкупе. Такие ограничения не противоречат ч. 3 ст. 62 Конституции и п. 1 ст. 2 ГК РФ. Вопрос правомерности ограничений прав собственности на землю указанной категории граждан был предметом рассмотрения КС РФ (см. Постановление от 23.04.2004 N 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы» (СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1833).

Особыми субъектами, участвующими в земельных отношениях, являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, осуществляющие властные полномочия, с одной стороны (см. ст. ст. 9, 10, 11 ЗК), и равноправные участники гражданско-правовых сделок — с другой (см. ст. ст. 124 — 125 ГК, ст. 22 ЗК).

3. В п. 3 комментируемой статьи раскрыто содержание понятий, используемых в земельном законодательстве. Эти понятия являются институтами действующего гражданского законодательства, поэтому применяются и в иных нормативных правовых актах. Понятия права собственности и сервитута установлены общими нормами ГК (ст. 209, п. 1 ст. 216, ст. ст. 260 — 261, 264 — 270, 274 — 276), но распространяются и на земельные отношения.

Основания возникновения, изменения, прекращения земельных правоотношений

Возникновению, изменению и прекращению земельных правоотношений предшествуют юридические факты — события или действия (бездействия), с которыми право связывает определенные юридические последствия. Эти юридические факты называются основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений. Общим основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются наличие правовой нормы и действия граждан, совершаемые по собственном волевому изъявлению в соответствии с данной нормой. В большинстве случаев, возникновение, изменение и прекращение земельных правоотношений требует соблюдения дополнительных условий. Одним из которых является необходимость получения заинтересованными субъектами специальных документов, издаваемых госорганами и, по сути, удостоверяющими право на совершение определенного рода действий, связанных с землями.

Земельным законодательством предусматриваются и условия, при которых происходит изменение земельных правоотношений, основанием для этого являются решения соответствующих государственных органов.

Земельные правоотношения прекращаются при наличии различных случаев и условий, предусмотренных законодательством.

В обобщенном виде в число оснований прекращения прав на земельные участки входят добровольный отказ от земельного участка, отчуждение собственником своего земельного участка, использование земли не по целевому назначению, истечение срока пользования, ликвидация юридического лица, смерть гражданина-землепользователя, нерациональное использование земель, использование земель способами, приводящими к ухудшению их состояния, неуплата земельного налога, изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд, изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность в порядке обязательного отчуждения, прекращение трудовых отношений, когда субъектом является служебный земельный надел и некоторые другие.

показать содержание

Субъекты земельного права

Субъектами земельного права являются граждане и юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципалитеты. Чтобы участвовать в земельных отношениях, гражданин должен быть правосубъектным, то есть обладать правоспособностью и дееспособностью. В ГК РФ даны понятия «правоспособности» и «дееспособности» в ст. 17 и 21. Данные определения применимы в земельных отношениях.

Определение 2

Правоспособность – это способность иметь права и нести обязанности, которая признается всеми, возникает с момента рождения и продолжается до смерти.

Качество является врожденным и принадлежит человеку по естественному праву. С наступлением совершеннолетия возникает способность человека своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять гражданские обязанности. Это называется гражданской дееспособностью, возникающей с наступлением 18-летнего возраста. Если гражданин вступил в брак раньше 18-летнего возраста, он считается дееспособным с момента вступления в брак.

В статье 48 ГК РФ дается определение юридического лица как организации, имеющей в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество обособленного типа. Юрлицо может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность и дееспособность юрлиц появляется в одно и то же время.

Праводееспособность юридического лица бывает общей и специальной. Под общей праводееспособностью понимается возможность иметь гражданские и земельные права, которые полностью соответствуют целям деятельности, определенной в уставных документах.

Специальная праводееспособность предусмотрена для государственных и муниципальных унитарных предприятий и некоммерческих организаций. Возникает при создании юрлица, заканчивается при его ликвидации.

Замечание 2

РФ, ее субъекты и муниципалитеты участвуют в земельных отношениях как органы власти, которые издают предписания, обязательные к исполнению, и как собственники земельных участков, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся ими.

Иностранные граждане и юрлица тоже могут быть субъектами прав. Раньше иностранцами могла оформляться собственность земельных участков под приватизированными объектами недвижимости. В новом ЗК говорится о том, что граждане и юридические лица других государств могут приобретать в собственность земельные участки, но с ограничениями. Существует список территорий вблизи границ РФ, где представитель других государств не вправе приобретать землю.

Субъекты земельных правоотношений и их деятельность отражены в ст. 5 ЗК, кроме того субъектный состав может уточняться в НПА. Субъекты имеют права на землю с учетом категорийности земель. В составе земельного фонда находится категория лесного фонда. Лесные участки предоставляются в соответствии с ЛК РФ. Категория водного фонда предоставляет объекты водопользования в соответствии с ВК РФ. То есть регламентация прав и обязанностей происходит по Лесному и Водному кодексам РФ.

ЗК РФ отмечает субъект земельного права с особым статусом Это лица, относящиеся к малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Земельные участки, где коренные народы осуществляют свою деятельность, особо охраняются и предоставляются в безвозмездное пользование. Если земельные участки изъяты для нужд государства, малочисленным народам предоставляются равноценные участки и возмещаются убытки, которые причинены изъятием.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Понятие земельного права. Предмет, система и структура земельного права

Российское право имеет сложную структуру. Оно подразделяется на отрасли, институты, юридические нормы, дефиниции и иные структурные элементы.

Отрасль — наиболее крупное структурное подразделение российского права. Земельное право выступает его традиционной, относительно обособленной частью. Как отрасль права оно представляет собой системно упорядоченную совокупность правил поведения (норм), выражающих волю российского государства и направленную на регулирование общественных отношений, складывающихся по поводу рационального использования и сбережения земли как национального богатства России.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Эти отношения земельный кодекс именует земельными. В этом понимании объектом использования и охраны выступают земли всех категорий и на значений, относящиеся к территории, на которой Российское государство вправе устанавливать свой земельный правопорядок. Ее пределы определены в Конституции Российской Федерации.

Если следовать нормативной концепции, земельное право можно определить как систему юридических норм (и соответственно правовых нормативных актов — законов, указов, постановлений, решений, распоряжений, правил, положений и др.), предназначенных для регулирования земельных отношений. Земельное право — самостоятельное направление правового регулирования, которое сформировалось в связи с выделением интересов по справедливому распределению земель между субъектами права, рациональному использованию и охране земель в процессе общественного развития в самостоятельную категорию. Своей целью земельное право ставит конструирование такой модели поведения людей, при которой будет поддерживаться эффективное использование земель для удовлетворения экономических и неэкономических потребностей с учетом сохранения земель как части единой экосистемы Земли и условия дальнейшего развития общества.

Методы регулирования земельных отношений

  • Метод правового регулирования земельных отношений с учетом природного происхождения земли и ее общечеловеческой значимости.
  • Метод договорного регулирования земельных отношений.
  • Метод обязательности государственного контроля и надзора за охраной и рациональным использованием земель.

Система земельного права

Под системой земельного права понимается совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группы юридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающие известным единством.

По распространенному правилу в теории права институты земельного права объединяются в общую и особенную части.

Институты общей части содержат нормы, имеющие общее для всей отрасли значение.

Критерием выделения институтов особенной части признается принадлежность земельного участка к той или иной категории земель.

Институты, содержащие отправные, общие положения, принципы, действие которых распространяется на все либо большинство регулируемых земельным правом отношений, составляют в своей совокупности общую часть земельного права.

Особенная часть земельного права имеет конкретизирующую функцию. В ней группируются правовые институты, определяющие правовой режим отдельных категорий земель.

Многие специалисты различают также специальную часть учебного курса земельного права, которая включает порядок рассмотрения разрешения земельных споров и законодательно предписанные виды юридической ответственности за нарушение сложившегося земельного порядка в Российской Федерации и правила их применения.

Структура отражает вертикальное построение права. Каждая отрасль (подотрасль) права, будучи элементом в системе национального права, обладает внутренней структурой. Земельному праву присуща сложная внутренняя структура. Основной структурной единицей земельного права является правовая норма, или принятое в установленном порядке и обязательное для соблюдения правило поведения соответствующих субъектов по отношению к земле. Совокупности правовых норм объединяются и образуют правовые институты по признаку однородности регулируемых общественных отношений. Однородны, к примеру, отношения землепользования. Соответственно нормы права, устанавливающие виды землепользования, субъектов и объектов землепользования, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения прав землепользования, образуют институт права землепользования.

Законодательные нормативы

Земельный кодекс РФ определяет, что главная цель законодательства заключена в процессе контроля, управления земельно-имущественными отношениями. Такие понятия, как сущность и содержание (смысл) аграрных отношений прописаны в ст.3 ЗК РФ. Поэтому особый интерес представляют земельно-имущественные связи, проявляющиеся при пользовании участков. Акцент делается на охране территории, являющейся основой жизнедеятельности народов, коренных жителей данных площадей.

На законодательном уровне приоритетом выступает эксплуатация аграрных угодий как объекта недвижимого имущества.

Комментарий к Статье 5 Земельного кодекса РФ

Государственно-правовое соотношение и отношения Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований предусматриваются в ст. ст. 5, , — , , — 133 и др. Конституции РФ. Их имущественное положение и полномочия регулируются ст. ст. 124 — 126 ГК РФ, где предусматриваются также понятия, имущественные права и обязанности граждан и юридических лиц в сфере гражданского оборота (подробнее см. комментарии к ст. ст. 9 — 11 настоящего Кодекса).

Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и в ФЗ от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др.

В ряде федеральных законов понятиям и определениям посвящаются отдельные — первые — статьи: ВК РФ от 3 июня 2006 г., ГрК РФ от 29 декабря 2004 г., Федеральные законы от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и др.

В ФЗ об охране окружающей среды, например, используются понятия, имеющие отношение к терминам ЗК РФ:

компоненты природной среды — земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект — естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства; окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда, природа — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов; негативное воздействие на окружающую среду — воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В ЛК РФ понятия леса и лесного участка, тесно связанных с понятиями земельных отношений, земель, земельных участков и т.п., раскрываются в его ст. ст. 5 и (см. комментарий к ст. 101 ЗК РФ).

В ЗК РФ этому посвящен п. 3 настоящей статьи; подобный способ толкования понятий в тексте статей позволяет привязывать их к конкретным правоотношениям, предусмотренным в нормах федерального закона. В научной и популярной литературе можно встретить обобщающий термин для перечисленных в п. 3 комментируемой статьи 5 ЗК РФ понятий — землеобладатели, имеющий достаточно обыденный, но все-таки юридический характер.

Субъекты земельных правоотношенийОбъекты земельных правоотношений

Различают два аспекта понятия субъектов земельных правоотношений. В первом случае о субъекте говорится как о возможном по закону участнике земельных правоотношений; во втором случае — как о реальном носителе субъективных прав и обязанностей.

Субъекты земельных правоотношений могут приобретать специальные наименования. Так, субъектами правоотношений собственности являются собственники земли, пожизненного наследуемого владения — владельцы, пользования — землепользователи, аренды -арендаторы и арендодатели.

Все субъекты земельных правоотношений делятся на две группы: физические и юридические лица. Особым участником земельных правоотношений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования. Не во всех случаях физические и юридические лица в полном составе могут выступать участниками тех или иных видов земельных правоотношений. В силу различных причин возникает необходимость ограничения круга субъектов.

Субъекты земельных правоотношений как потенциальные носители прав и обязанностей должны обладать свойством, которое обей теорией государства и права определяется как правоспособность, то есть способность лица (физического и юридического) иметь права и нести обязанности.

Кроме того, при рассмотрении данного вопроса возникает понятие дееспособности потенциального субъекта, или способности лица своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

В земельном праве можно говорить о сложной структуре понятия «объект земельных правоотношений».

Во-первых, принято говорить о совокупном объекте земельных отношений. Таким объектом является земля.

В земельном законодательстве юридическое понятие земли раскрывается при помощи квалификации земель на категории по признаку целевого назначения. Такая квалификация дана в Земельном кодексе РФ в разделах, устанавливающих правовой режим различных категорий земель.

В соответствии со статьей 7 ЗК РФ все земли РФ делятся на семь категорий и включают:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли поселений;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Во-вторых, объектом реальных земельных правоотношений выступают земельный участок, доля в праве общей собственности на земельный участки либо часть земельного участка.

Земельный участок — это юридически и физически индивидуально обособленная часть земель, на который распространяются права и обязанности конкретных субъектов.

Земельный участок (ст. 6 ЗК РФ) — часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым.

В-третьих, земля юридически является также недвижимым имуществом. При совершении действий с землей как недвижимым имуществом, объектом отношений выступают уже не сам земельный участок либо доля в праве общей собственности из земель с\х назначения, а юридические права на них.

Трудности перевода

Законодателем предусмотрена возможность перевода участка земли сельхозназначения в категорию земель населенных пунктов. Порядок изменения категории предусматривает внесения земельного участка в черту поселения. Можно, не меняя категории земли сельхозназначения, изменить целевое назначение участка. Например, определив его для ведения дачного хозяйства или садоводства. В последние годы строительство на землях сельхозназначения домов для постоянного проживания приобрело массовый характер. Однако при этом соответствующая смена вида назначения земельных участков в установленном порядке не производится, что с точки зрения юриспруденции является некорректным.

Общие требования к порядку изменения разрешенного использования участка закреплены в статьях 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ. Процедура зависит от наличия утвержденных правил землепользования и застройки (ПЗЗ) для соответствующего муниципального образования. До 2012 года включительно все регионы России должны принять правила землепользования и застройки на территории каждого муниципального образования.

При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в порядке, предусматривающем подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местного муниципального образования. Затем по этому вопросу проводятся публичные слушания, о которых должны быть уведомлены правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. В случае положительного решения на публичных слушаниях представительный орган местного самоуправления должен утвердить соответствующие изменения. После прохождения предусмотренной процедуры новое разрешенное использование земельного участка должно быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

Субъекты земельных правоотношений

Субъекты земельных правоотношений – граждане, иностранные граждане юридические лица, РФ, субъекты РФ и муниципальные образования.

Возможность участия граждан и юридических лиц в земельных правоотношениях зависит от их правоспособности и дееспособности. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования могут принимать участие в земельных правоотношениях в двух качествах: как властный орган, издающий властные предписание и как собственник земельных участков. Что касается иностранных граждан, то они также могут приобретать в собственность земельные участки, но эта возможность имеет ограниченный характер.

Для обозначения категории участника земельных правоотношений используются следующие понятия:

  • Собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;
  • Землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
  • Землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • Арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • Обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
  • Правообладатели земельных участков – собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
Гость форума
От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.